Крестный ход на иордань в 1947 году
19 января 2019 Борис Талантов
1947 год 19 января. Воскресенье. Крещение Господне.
С 6 ч. до 9 ч. был за ранней литургией, потом до 11 ч.30 м. спал и затем наблюдал крестный ход на реку Вятку.
Впервые за 20 последних лет правительство разрешило крестные ходы на реку. За час до окончания литургии перед церковью собралось множество народа. В церкви было исключительно тесно, служил архиепископ Вениамин. Уже после того, как прошёл крестный ход, опоздавшие всё шли и шли на реку (Иордань). На берегу и на льду собралось множество народа, по-видимому, большее, чем собирается на Театральной площади г. Кирова в октябрьские и первомайские демонстрации (по-моему, не меньше 5000 человек). Посторонняя публика, наблюдавшая с тротуаров и берега крестный ход, с удовлетворением отмечала многолюдность крестного хода. Некоторые, одетые в военное платье, говорили: «Вот какая большая демонстрация без всяких объявлений, наказов и обязательств». В их выражениях слышалось удовлетворение и восхищение, а не злоба или зависть. Посторонние, встречавшие крестный ход, снимали шапки, а тем, которые не снимали, участники крестного хода скромно делали замечание, чтобы они сняли шапки. В общем, отношение к крестному ходу всех людей было благожелательное и почтительное.
Невольно вспомнил я крестный ход вокруг церкви в Великую Субботу в 1930 г. Тогда один простой рабочий, идущий на работу и увидевший крестный ход в церковной ограде, остановился и злобно сказал: «Вон бездельники, шуты-попы, морочат головы старухам, взять бы да разогнать их всех». Совсем иное отношение к крестному ходу нынче. В результате бедствий войны и голода нынешнего года народ изменился, повернул за религию, что наполнило искренней радостью сердца искренне верующих людей.
Невольно бросилось в глаза следующее: икону Богоявления несли на головах, и около иконы шла сплошная масса народа, в которой нельзя было различить голов, а видны были лишь протянутые к иконе руки. Каждый стремился хоть пальцем придержать икону и тем самым участвовать в несении иконы. На демонстрации каждый под благовидным предлогом стремится отказаться от несения плакатов и портретов, а обратно после демонстрации возвращаются лишь одни носители плакатов и портретов. Обратно возвращающийся крестный ход встретила новая масса людей, и в результате вся улица перед церковью была запружена радостным народом, который долго не расходился после окончания крестного хода. Несмотря на отсутствие охраны, был исключительный порядок, ни одного пьяного. Крестный ход произвёл сильное впечатление.
Фото: Великое освящение воды в Саратове, 19 января 1949 г.
Читайте также:
- В Брестской епархии БПЦ второй год не освящают проруби
- Борис Талантов: вятский рыцарь веры
- Открытое письмо верующих Кировской епархии патриарху Алексию I и всем верующим РПЦ
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)