Критическое мышление у христиан — это то, что нужно РПЦ
22 декабря 2021 Ахилла
Повторяем «Анкету анонимного молодого мирянина» за декабрь 2017 года.
Расскажите немного себе (по желанию).
Я — молодой человек, за плечами высшее теологическое образование (бакалавриат с красным дипломом и магистратура и с синим).
Довольно интересно пришел на кафедру теологии (в светский вуз). Было мне тогда 17 лет, священников видел издали да пару раз в жизни. Что поделать, жил в сельской местности, где от храмов остались только развалины с памятниками Ленину внутри. Родители не были воцерковлены, но верили «в душе». Отец был вообще настроенным на духовные поиски человеком, но со временем любовь к телепередачам об инопланетянах победила. Мама же простой и добрый человек, искренне молящийся «как может». Сейчас, находясь на пенсии, она просит меня объяснить, как вести себя в храме, что нужно и что не нужно делать там. Но пока стесняется ходить в сельский храм (к слову сказать, там в буквальном смысле власть захватили сваты, миряне с деньгами, поэтому в храме устоялась своя «община» и просто так, без косых взглядов на себе, даже на службу зайти бывает сложно).
Я с детства увлекался, под стать отцу, мистикой, паранормальными явлениями и религиоведением. Прочел кучу книг по мифологии, религии. Библия давалась тяжело, в детстве любил только читать шестоднев да Откровение. Все остальное казалось пафосным и холодным-далеким, но не высокодуховным. Увлекался и язычеством немного, к счастью, быстро отпустило. Потом перешел к серьезному оккультизму (это не там, где «наколдую-ка я денег», а там, где синтез религии и философии, типа герметизма и т.д.).
С таким багажом и пришел я на теологию. Вуз светский, я гуманитарий до мозга костей, предметы назывались интересно, а на культурологию набора не было в тот год.
Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?
Образование меня и привело. Со стороны, с детства, казалось, как и многим обывателям, что христианство — это старик на облаке, который наказывает, если ведешь себя плохо и, возможно, поощряет, если ведешь себя хорошо. В общем, не круто, не то что всякие буддизмы с их нирванами и высокопарными философскими речами. Но теология показала мне глубину христианства. Так и пошло у меня до сих пор — обрядовую сторону я знаю хуже большинства прихожан. Кому какие свечи, когда какой иконы праздник и т.д. Но догматику, патристику, религиозную философию и историю Церкви знаю и люблю. Именно за внутреннее я принял христианство, принял Христа. Тем сложнее было примирить противоречие между тем, как должно бы было быть все в Церкви и как есть на самом деле.
Какие достоинства или недостатки вы увидели после воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?
В теории многие священники говорили хорошие и правильные вещи, особенно из числа священников-преподавателей. Заведующий кафедрой меня приметил с первого курса, давал работу в СМИ, во многом он (игумен монастыря) помог мне принять не просто христианство, но и сам клир. Этот путь был непростым. Были и среди знакомых священников откровенно отталкивающие. Вроде и люди-то неплохие, но такие грубые и радикально-параноидальные вещи говорили о масонах да сатанистах, которые жизни недостойны и которые только и ждут момента, чтобы уничтожить Русь и Православие вместе с ней.
Но окончательно принять Православие мне помогли одногруппники. Живые, настоящие студенты, хорошие христиане и в то же время вполне адекватные современные молодые люди.
Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?
Сложно сказать. Мне казалось, что видел такое, но спустя определенное время человек так или иначе переставал быть полезным священнику, и тот его, по сути, бросал. Или напротив, попечение было, пока человек колебался, стоял на распутье. А как только окончательно решал «войти в Церковь», так на него наседали, давали кучу работ и обязанностей, причем «во славу Божию», ибо «не меркантильствуйте».
Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)? Если да, то в чем именно это проявилось?
Не могу сказать, что сталкивался с особым лицемерием именно при обсуждении проблем Церкви. Большая часть клира искренне верит в те розовые очки, которые носит, так что это не лицемерие. Один епископ, постоянно находящийся близ местных правительственных лиц, искренне был уверен, что в обществе все Церковь любят, а священники в социуме воспринимаются исключительно как Супермены.
Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли вам результаты их работы?
У нас с этим все печально. Так как работал я одно время в той или иной связи с епархией, учился на теологии, то в «православную тусовку» немного влился. Но больше общался с молодыми прихожанами в парках, с песнями русского рока под гитару и богословскими темами. Как только те же самые люди попадали в «епархиальные молодежные отделы», становилось почти тошно смотреть на какой-то неестественный пафос и даже занудство. Так и вышло в итоге, что наиболее крутой молодежный отдел в епархии неслабо разросся лет восемь назад, да так до сих пор и живет с теми идеями, с прошлыми связями и с прошлым составом, 80% которого уже молодежью назвать трудновато. Приходить к ним я даже пытался, но было такое чувство, что приходишь не к братьям и сестрам во Христе, а, скорее, именно в субкультурную тусовку, со свои жаргоном, дресс-кодом и т.д. И если ты по каким-то критериям не свой, то заклюют тебя, будь ты хоть профессор богословия. Печально.
Одного моего знакомого теолога вообще все критикуют теперь да судачат, каков он хам и наглец. Знаете, из-за чего? Из-за того, что на собраниях молодежного отдела раскрывал рот. Говорил: «Я, как теолог, могу сказать…» Естественно, его никто не слушал, а молодежку эту в итоге закрыли. Вот и выходит, что если у тебя бороды нет, то плевать всем на твои знания. Это при том, что с духовным образованием клира у нас нередко проблемы. Но, что бы про теологию ни вещала патриархия, теологи никому после выпуска не нужны, никакой роли в жизни епархии сыграть особо не могут.
Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения?
Нет, не посещаю, за редким исключением. И то из-за жены.
Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?
Чисто теоретически может православный молодой человек протащить свою инициативу. Но только через священника/настоятеля. Ну, или епископа в идеале. Если они одобрят — вполне реально что-то сделать. А если есть знакомства и связи в епархии и отделах — еще проще. Но это все же касается каких-то банальных идей. Никакого модерна, пусть и полезного для всех, таким образом не принести.
Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование, приобрести профессию?
Ой, нет. Слишком меня уговаривали стать священником (игумен, митрополит, епископ…). Даже несмотря на канонические запреты. Поэтому расхотелось. Иногда накатывало желание. В глубоко идеалистической картине — и сейчас есть. Но, смотря реально, понимаешь, что проще служить Богу будучи не так связанным по рукам и ногам руководством, тем более церковным. Тем более таким, какое сейчас в РПЦ.
Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?
Помню, ездил я снимать сюжет в Сергиев Посад. Пару лет назад. И патриарх Кирилл очень так выделил: вот, мол, всем вам дарую иконки (бумажные такие, миниатюрные) с «моим личным патриаршим благословением». Канонически ведь у нас патриарх — это просто митрополит с широкими административными правами, так сказать. Да и благодать она везде благодать, зачем иконке от Кирилла такое мегазначение придавать?
Пример, возможно, глуповатый, но это лишь пример. Для наглядности. Все это обожание — мне лично просто противно бывает.
Даже не касаясь прошлого Кирилла, сейчас меня пугает его «правление». Чаплин посмотревших «Матильду» анафеме предает — патриарх молчит или пытается отделаться общими фразами. Чуть что в политике — Кирилл тут как тут. Ну не вижу я в нем духовного лидера, прости, Господи. Да и объективно «административный управленец Церкви земной» из него так себе. Сами видим по реакции в светских СМИ.
Каким видится будущее (собственное в православии и Русской Православной Церкви): ближайшее и лет через десять?
Да не думаю, что изменится что-то особо. Проблем в РПЦ много. Но это проблема не христианства, это проблема нас с вами, социума, да и менталитета нашего, что греха таить. Все эти мощи, да Матроны — это люди себе «золотых тельцов» делают чаще всего. Пока народ не изменится, не видать нам изменений в Церкви. А как хотелось бы видеть в РПЦ лиц вроде отца Александра Шмемана, да даже того же «раннего» Кураева.
Негоже нам увязать в пепле. Христиане тоже современные адекватные люди. Несущие Традицию, а не мракобесие и языческие заимствования. Будем верить в хорошие перемены…. Но верится в это с трудом. Людям этого, в большинстве своем, не надо.
Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?
Читаю с недавних пор. Наткнулся на ссылку на одну из статей у знакомого священника на странице. Очень понравился цикл бывшей радиоведущей.
В остальном — знакомлюсь еще с порталом. Пока все нравится. Честно и адекватно. Критическое мышление у христиан, которые остаются все же христианами. Это как раз то, что нужно РПЦ. Это как раз то, что нужно всем нам.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)