«Кто ты такой, чтобы говорить что-то о патриархе»: иерархия власти и «иерархия любви»
6 декабря 2022 Ахилла
Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:
В течение этих девяти месяцев несколько раз мне приходилось писать о тех или иных высказываниях патриарха.
Не раз мои собратья-священники говорили: «Это недопустимо. Кто ты такой, чтобы говорить что-то о патриархе».
Но я не вижу в этом ничего недопустимого. Церковь — это не армия и не госбезопасность: здесь нет и не может быть никакой иерархической субординации. Она построена на прямо противоположном принципе — «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).
Это не означает хамства или панибратства. Мы должны относиться друг к другу с чуткостью и уважением, видя в другом человеке — Самого Христа. Но это никак не иерархия власти, скорее, «иерархия любви».
***
Отклонюсь чуть в сторону и уточню для лучшего понимания.
Я не отрицаю существования разного вида служений или духовной власти, но хочу напомнить о неких «евангельских прописях» или «христианской азбуке» (называйте как хотите).
Глава нашей Церкви — Христос, а мы, все остальные, независимо от того, какое служение здесь исполняем, не более, чем кающиеся грешники, которым нечем хвалиться перед Богом или другими людьми («собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» — говорит апостол Павел).
Потому и духовная власть не передается человеку вместе с митрой и саккосом, но приходит вместе с чистотой сердца и благодатью Святого Духа, наполняющего его. И тогда мы видим, к примеру, как худой невысокий человек, который ходит в потрепанной рясе и ездит в обычном автобусе, вдруг становится совестью и голосом сербского народа…
В то же время, человек, допускающий, чтобы лукавство или зло завладело его сердцем, теряет и чистоту, и благодать, и духовную власть.
Тому, кто обладает духовной властью по праву, не приходится утверждать ее с помощью кнута: овцы Христовы слушаются голоса его и идут за ним.
Тому, кто не имел истинной духовной власти или потерял ее, уклонившись в грех, не остается ничего другого, как искать внешнюю опору своему авторитету — в чинах, наградах, славословиях, поддержке государства…
***
И эта любовь, двигающая нами, очень важна. Если мы опускаемся на колени перед чином или титулом, мы не уважаем человека и не имеем к нему любви.
Если мы преклоняемся перед образом Божьим, мы оказываем уважение человеку и свидетельствуем, что в нем живет Господь.
Отсюда совершенно естественно следует, что мы не можем оставаться равнодушными, если видим, что образ Божий, запечатленный в человеке, замутняется печатью греха.
Мы можем и должны в некоторых случаях говорить другим людям что-то неприятное. Но только в том случае, если нами двигает любовь к человеку или к тем людям, которых этот человек может обидеть или соблазнить.
«Если и замечен будет человек в каком-либо согрешении, — вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая за собой, чтобы и тебе не быть искушенным» (Гал 6:1).
Апостол нигде не выстраивает никаких иерархических заборов, не пишет о том, кого допустимо, а кого недопустимо исправлять. Он ставит только одно условие: не исправлять человека, если при этом тобой начинают двигать ненависть или злоба, если ты впадаешь в осуждение.
Я никогда не испытывал к патриарху никаких негативных чувств. Я испытываю, скорее, чувство горечи, потому что я знал его (пусть не лично, но через близких мне людей) совершенно другим человеком. Я вижу, как сильно он изменился за это время (и особенно за 13 лет своего патриаршества). И мне не кажется, что эти изменения приближают его к Богу.
В 1982 году мою маму вынудили уйти с работы из-за открытого посещения храма и исповедания веры. Она решила поступить на регентские курсы при Ленинградской духовной семинарии. Ректором в то время там был архиепископ Кирилл. Именно благодаря ему мою маму приняли на курсы.
У нее было высшее образование, а в то время и церковное образование, и церковное служение было закрыто для таких людей.
Нынешний патриарх лично договаривался в КГБ, чтобы ее допустили к экзаменам.
А просила его об этом замечательная женщина, всемирно известный астроном и тайная монахиня, организатор богословско-миссионерских семинаров, духовная дочь отца Сергия Булгакова, Елена Ивановна Казимирчак-Полонская. Она переводила для архиепископа Кирилла некоторые сочинения зарубежных теологов. Не знаю, посещал ли он ее семинары, но точно был с ней в дружеских отношениях.
Моя мама хранила уважение и любовь к патриарху Кириллу на протяжении всей своей жизни. Может быть потому, что он, как настоящий христианский пастырь, поддержал ее в тот момент, когда ей было тяжелее всего.
Я не могу смотреть на патриарха глазами моей мамы. Но я пытаюсь.