Кто виноват в несвободе приходского духовенства?

22 ноября 2019 Григорий Нефедов

Прочитал на «Ахилле» замечательный текст Олега Курзакова «Церковь боящихся» (да и другие материалы про священников) и вот задумался о наших батюшках.

Да, многие верно говорят, что одна из главных проблем нашего приходского духовенства в том, что они полностью материально зависимы от доходов своего прихода, а значит и от епископа. Священник будет бояться «иметь мнение», точнее, высказывать его вслух, если он служит на более-менее приличном месте — даже не богатом, а просто приличном. Таком, которое позволяет кормить семью, нередко многодетную, оплачивать съемное жилье или даже строить потихоньку свое, купить машину, съездить раз в году семьей на море, в ту же Турцию.

А тут выскажешь недовольство чем-то (патриархом, решением Синода, поборами епархии, обнаглевшим благочинным) — и тебя тут же накажут: переведут в рядовые клирики с четко фиксированной (на нижнем уровне) зарплатой, под начало сурового настоятеля, где тебя заставят много работать, много слушаться и вообще чувствовать себя волом в упряжке на долгие и безрадостные годы — пока не сдохнешь, смиренно-покорно.

Но если ты священник на одном из бедных приходов, то и тут над твоим «свободным мнением» довлеет дамоклов меч. Пусть при переводе ты не потеряешь в доходе, зато ты и — самое главное — твоя семья потеряете устоявшийся образ жизни. Надо искать новое жилье, бросать хозяйство, детям — новую школу, матушке — может быть, новую работу, заводить новые знакомства. Это очень нелегко, поэтому и батюшки с нищих приходов предпочитают молчать — пусть лучше совсем забудут о нем, хоть так жить посвободнее, можно даже иногда и свое мнение поиметь на своем приходе (если, правда, среди тех десяти старушек-прихожанок не отыщется любительница/цы строчить письма в епархию с жалобами на своего священника-«модерниста»).

Но что делать-то в итоге? Как батюшкам осмелеть и начать не только «иметь», но и публично высказывать свое мнение, не боясь санкций начальства?

Некоторые говорят: а вот хорошо бы нашим батюшкам иметь светскую работу, чтобы в случае попытки надавить на свободомыслящего священника, наказав его рублем, — не беспокоиться о доходах при переводе или вообще уйти. Ну, вообще уйти — это понятно, для этого и нужна светская специальность, но если священник все же хочет продолжать служить в церкви? Он же не к патриарху Кириллу нанялся на работу в ЗАО РПЦ и не к тому архиерею, которых как перчатки меняют и по кафедрам гоняют, — он ведь в Церковь Христову пришел, а все эти священноначальники — явление временное, надо просто перетерпеть, пережить и продолжать Богу служить, невзирая на трудности. Вот таким священникам как быть?

Ну, допустим, такой священник нашел себе вторую работу для укрепления базиса финансовой и моральной стабильности и безопасности. Отличный вариант, если священник научился чему-то крутому в интернете, он полный фрилансер, работает только на себя, делает проекты (сайты, дизайн, еще что-то) в свободное время, лежа в гамаке под яблоней во дворе приходского дома, гребет денежки и не парится, а в выходные и праздники — служит.

Но, во-первых, далеко не все способны такому научиться да еще и пробиться наверх, на тот уровень, чтобы зарабатывать самому на себя и прилично. Да и представить банальную препону: ты сидишь в глухой деревне, а там интернет еле-еле тянет, только если как медведь на самую высокую елку влезешь со своим ноутбуком…

А все остальные? Даже городские священники — ну нашел ты себе работу, которая или по графику 5-2, или 2-2, — и как служить? В первом случае придется жить без выходных годами, а во втором — твой график может попасть и в праздник, и в воскресенье — кто тебя будет отпускать с работы регулярно?

Или даже нашел ты такую удобную работу, что и отпускать тебя будут, и работаешь ты из дома — но ведь все равно: в нашей российской действительности священник — это аналог пожарного или скорой помощи: вдруг звонок: срочно прибегайте на причастие умирающего, на крещение младенца в реанимацию, на соборование, да и отпевание люди не перенесут под график священника, это он должен подстраиваться, иначе всю «клиентуру» растеряет. И как тут быть?

И вот выходит, что проблема зависимости наших священников — не только в епископах и их прихоти и самодурстве, но и в самом устройстве российского православия. Когда у нас «86%» крещеных и все вроде как «чада церкви», то священники просто привязаны к одному месту — как они пойдут работать и строить свою независимость от епархиального руководства, если они должны всегда быть наготове к выполнению зачастую формальных, «ритуальных» услуг? Ведь не секрет, что в большинстве случаев все эти «экстренные» вызовы мало связаны с реальным благочестием и верой, а часто просто совершаются «на всякий языческий случай», «хуже не будет» и «пусть батюшка пошаманит тут чего, глядишь, и поможет».

Получается, что и христианская проповедь не развивается, а продолжает оставаться на народно-полуязыческом уровне ритуалов, и священники не могут освободиться ради служения реальной — маленькой — общине христиан, которым, по большому счету, редко нужны требы от своего священника, и уж тем более не нужны все эти епархиальные заморочки в виде назначений, переводов, взносов, благочинных, епархиальных собраний, епархиальных отделов и комиссий, крестных ходов с очередной гастролирующей «святыней» и проч. Им нужно, чтобы их священник в их тесном кругу совершил литургию хоть раз в неделю, пообщался с ними, а потом он может и работать, и проч. А в случае чего священник может прийти к своим чадам из общины и ночью, если надо, и благословить помолиться без него, если он сильно занят, даже святые дары запасные принять по его благословению.

Но тут уже вырисовывается что-то не РПЦвидное, а ИПЦобразное — маленькие независимые общинки, секточки без стремления всюду внедриться и всех отмиссионерить да получить миллиарды на очередную «реставрацию памятника архитектуры — резиденции архиерея». Выглядит это, с одной стороны, опасно и соблазнительно, а с другой — с другой у нас тогда остается все так, как описал Олег Курзаков и другие авторы проекта: страх, тотальное рабство низшего духовенства, никакой любви и никакого, по сути, христианства, а только «православие» извода РПЦ-РФ начала XXI века. И никакого выхода. А жаль…

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: