Культ монахини Алипии Голосеевской: кликуши, антисанитария и… польза для обители
7 ноября 2018 священник Олег Горбовский
От редакции: как сообщает сайт Голосеевской пустыни Киева, на празднование дня памяти неканонизированной монахини Алипии в этом году собралось более ста тысяч человек.
***
30 октября 2018 года исполнилось ровно 30 лет со дня преставления монахини Алипии (Авдеевой). С годами ее почитателей становится все больше и больше, все ярче они обозначают себя не только в храмах, но и везде, и все тише слышны голоса архипастырей и пастырей с разъяснениями о характере этого «почитания». Даже, наоборот, в Голосеевском монастыре Киева, куда в 2006 году было перенесено тело монахини Алипии, сознательно раздувают этот культ и никак не контролируют его последствия. Нечто схожее было и с неким о. Николаем Наслудовым с Бортнич (район Киева), но там была проблема ИНН-ного характера (отказа от кодов и пр.), здесь же тоже палочка гнется, но пока не ломается. Голосеевский монастырь Киева отстраивался за различные деньги, ведь не просто так на территории монастыря похоронен в 2009 г. криминальный авторитет Владимир Кисель.
Свою жизнь матушка Алипия прожила без паспорта и без прописки. С 1979 года жила в домике в Голосеевском лесу.
Из жития:
«Однажды ее арестовали и посадили в общую камеру. В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5-6 человек уводили безвозвратно. Наконец, в камере осталось только трое: один священник, его сын и матушка. Священник сказал сыну: „Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут“… А матушке сказал: „А ты сегодня выйдешь отсюда живая“. Отслужили панихиду, отпели себя отец и сын, и ночью их увели навсегда…» Матушка Алипия рассказывала, что спас ее апостол Петр — отворил дверь и провел мимо всех охранников через черный ход, велел идти вдоль моря. Она шла, не отклоняясь от береговой линии, «без пищи и воды одиннадцать суток. Лезла по отвесным скалам, обрывалась, падала, поднималась, снова ползла, раздирая до костей локти. На руках у нее остались глубокие шрамы…»
Ее келейница Марфа вспоминала: «Рассказала мне матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома (на родине) остались дети или больные старики, и выводила их за колючую проволоку, и они благополучно уходили домой. Ушла и сама матушка еще до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев…»
Культ матушки Алипии поставлен в Голосеево на поток. Ранее не особо хотели иметь с этим дело и отгораживались. Но, как только поняли, что сулит это почитание, сразу взялись за дело. Понятно, что продвигает ее культ начальство монастыря во главе с епископом Исаакием (Андроником).
Каждый месяц 30-го числа почитатели собираются у ее могилки. Особенно ее почитают за то, что она плохо отзывалась о бывшем тогда митрополите Филарете (Денисенко). Но многие люди, а не только «блаженные», в Киеве почитают ее как святую, прозорливую.
Поскольку м. Алипия, согласно ее жизнеописанию, варила из «разных» продуктов еду и угощала людей, и эта пища была «вкусной», «сладкой», «благодатной», то часто из таких же продуктов (без разбора) варят «кашки» 30-го числа каждого месяца (непонятно, почему ежемесячно, ведь умерла она 30-го октября). Почитатели культа разносят эту «кашку» по домам и стараются покормить ею своих домочадцев как некоей святынькой. Благодатное действие пищи и мази из трав (сделанной по примеру м. Алипии) объясняют ее молитвой.
Я не знал матушку Алипию, но у меня больше вопросов к ее почитателям, которые по традиции «кликуш» носятся со «святой земелькой» с ее могилки, с ее фотографиями на груди, с почитанием ее могилы больше лаврских пещер, к тому, что они спрашивают у нее и «получают ответы» в духовной жизни.
Вот такие, к примеру, ее «почитатели»:
Раиса Релко, духовная дочь матушки Алипии: «Она нас всех кормила. Но кормила удивительно. Она едой лечила людей. В том числе меня, грешную. Я и не знала, что во мне бес сидит… Я начала сильно рвать. Но рвота была необыкновенная. Была какая-то слизь… Когда это все уже закончилось, мамочка идет с лопатой, и говорит: „Как ты в нее попал?“ Но я же никого не вижу, кроме матушки. А видимо он ей отвечает: „Меня с едой…“ Она мне говорит: „Ты видишь, Раиса, вон он пошел к оврагу…“ Я говорю, мамочка, ничего не вижу… И, вот таким образом я поняла, что мамочка освободила меня от такой болезни страшной».
Яркие почитатели матушки Алипии стараются не часто причащаться, редко можно их встретить в лаврских пещерах, зато в Голосееве они частые гости, где подзаряжаются «благодатью» и все вместе 30-го числа обсуждают «житие» и «пророчества» старицы. Многие житийные сюжеты м. Алипии они переносят на свою жизнь, которая у них целиком чудесна, они много «чувствуют» и много поучают. Они глубоко уверены, что антисанитария побеждается благодатью, поэтому руки после похода в Голосеево мыть не надо — они чистые, потому что матушка Алипия жила в хатке в лесу. После посещения матушки Алипии ее почитатели длительное время находятся в «благодатном» трансе, становятся очень агрессивными, если им приходится выходить с этого транса. Фотографии матушки Алипии неизменно при них на груди, если вдруг забудут взять фотографию — становятся, опять же, очень агрессивны.
Довольно странные люди, эти почитатели матушки Алипии, но начальству нет до этого дела. Хотя нет, есть: оно использует этот странный культ в своих интересах. А вообще-то, если взяться образовывать этих почитателей, то или толпа иссякнет, или придется ретироваться самим. Поэтому выход один, и он — в действии.
Фотографии со страницы фейсбука митрополита Антония (Паканича), а также с других открытых источников
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: