Легендарный Георгий Победоносец
7 мая 2021 протоиерей Александр Усатов
Развитие преданий о Георгии Победоносце (+303) исследователь Византии и раннего христианства Андрей Юрьевич Виноградов описывает следующим образом:
«В течение долгого времени сосуществовали 2 группы жизнеописаний Георгия — каноническая и апокрифическая.
Древнейшим представителем апокрифической группы является Венский палимпсест, относящийся к V в.
„Мученичество Георгия“ упоминается в числе апокрифических произведений в т. н. Декрете папы Геласия (ранняя редакция кон. V — нач. VI в.).
Согласно апокрифическим житиям, Георгий претерпел мучения при легендарном персидском царе Дадиане (Дакиане, Датиане или даже при 72 царях) в Лидде (Диосполь в Палестине). Эти тексты содержат характерные апокрифические мотивы: троекратную смерть и воскрешение, забивание гвоздей в голову и др.
Наряду с апокрифическими житиями великомученика существует ряд апокрифических описаний чудес святого („Чудо с поясом“, „Встреча с бесом“) и „Откровение св. Георгия“.
При переходе от ранне- к средневизантийской эпохе „Мученичество Георгия“ претерпело ряд существенных изменений: царь Дадиан превращен агиографами в имп. Диоклетиана, а действие перенесено из Лидды в Никомидию.
Вероятно, процесс трансформации этого апокрифа был постепенным, т. к. преп. Роман Сладкопевец († после 555) упоминает имп. Диоклетиана, но местом казни Георгия еще называет Лидду.
Самое древнее из средневизантийских мученичеств содержится в рукописи 916 г. Vat. gr. 1660 (т.н. нормальный текст).
Во 2-й пол. Х в. Симеон Метафраст следовал средневизантийской традиции в отличие от своего старшего современника Феодора Дафнопата († после 961), соединившего этот материал с древними апокрифами. В результате соединения апокрифической „Истории рождения и детства“ Георгия с т.н. нормальным текстом появляется интерполированный текст. Житие Георгия продолжало перерабатываться на протяжении всего византийского периода».
Подведем итоги.
Смерть вмч. Геогрия относится к 303 году. Ведь именно в 303 г. император Диоклетиан начал гонения на христиан, в результате которых появилось множество мучеников.
Связь Георгия и Диоклетиана была измышлена средневизантийскими агиографами. Вероятно, это произошло в VI в.
Указанные агиографы не имели исторических источников. Они лишь форматировали более ранние апокрифы, которые упоминают совершенно иного правителя — персидского царя Дадиана. По непонятной причине место мученичества было перенесено из Лидды в Никомидию.
Поскольку царь Дадиан является легендарной фигурой, то и весь сюжет с Георгием не вызывает доверия.
Не зря же папа римский Геласий отнес «Мученичество Георгия» к категории апокрифических произведений, то есть отрицал его достоверность и назидательность для христиан. Подобные книги было запрещено читать и распространять.
Вопреки многочисленным запретам апокрифы пользовались большой популярностью и имели широкое распространение среди христиан на протяжении всей истории Церкви. Осознание этого факта богословами и церковными историками неизменно приводит к оправданию такого подхода. Например, по мнению Владимира Лосского, источником Предания Церкви вполне могут быть христианские апокрифы:
«Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными».
Анализ преданий о вмч. Георгии указывает на последовательное обращение к апокрифам, наполненным фантастическими подробностями, а не к историческим источникам, каковыми могли быть мученические акты.
Таким образом, у нас нет фактически никаких исторических данных о времени мученичества Георгия, ни о месте его смерти, а также каких-либо подробностей о его мученичестве.
Все данные о мученичестве Георгия Победоносца и о его многочисленных чудесах (например, Чудо Георгия о Змии, где Георгий поражает копьем дракона) следует считать легендарными.
Литература
Виноградов А.Ю. Георгий // Православная энциклопедия. Т. 10. — М., 2009. С. 665
Лосский В.Н. Предание и предания // Лосский В. Н. Богословие и боговидение. — М., 2000.