Лишь Бог знает, сколько народу о. Власий спас, а сколько погубил

10 марта 2019 Наталия Скуратовская

На текст иеромонаха Романа Кропотова о Татьяне и Боровском монастыре откликнулась психолог, психотерапевт Наталия Скуратовская. Она написала в комментариях под этой записью в фейсбуке иеромонаха Романа следующее:

«Уважаемый о. Роман, раз уж Вы решили отреагировать на эту историю, хотела бы кое-что уточнить — как у человека, имеющего непосредственное отношение к Пафнутьеву монастырю и знакомого там с автором этой истории.

1. Я общалась с Татьяной несколько раз ещё до публикации этой статьи, в том числе и по скайпу — она обратилась ко мне за помощью. Психическое состояние девушки, конечно, оставляет желать лучшего — инфантильность мышления, повышенная тревожность, навязчивые мысли (в т. ч. и про брак с Сергеем, на котором она зациклилась), эмоциональная зависимость, тяжёлый невроз, а также посттравматическое стрессовое расстройство после изнасилования. Но вот галлюцинаций («голосов в голове») у неё нет и не было — у неё совершенно другая симптоматика, не похожая на параноид.

Означает ли это, что в борьбе за «честь мундира» Вы решили оклеветать девушку — либо же под «голосами в голове» подразумеваете что-то другое?

2. Вы утверждаете, что Татьяна приехала в монастырь «жениха искать» и «присматривать себе суженых из числа кандидатов в братию». Но насколько я знаю, она приехала в монастырь в поисках «чудес» от «прозорливого старца» (как и подавляющее большинство этих несчастных женщин, прибившихся на свою беду к «старцам» и монастырям и попавших в нездоровую зависимость). И с Сергеем познакомилась в молодежной дружине, куда входят в основном миряне, духовно окормляющиеся в монастыре, а не послушники и не монахи.

Если у вас в монастыре принято приписывать пребывающим при монастыре девушкам такие мотивы (и отчасти я разделяю Ваше беспокойство: восторженные девицы при мужском монастыре — и для братии соблазн, и для самих девушек) — то зачем же в таком случае руководство монастыря поощряет пребывание при обители такого количества женщин, занятых на послушаниях? Почему и наместник, и духовник обители пренебрегают духовной опасностью и не отправляют их по-отечески восвояси на приходы? Стоит ли ради «бесплатной рабсилы» подвергать незрелых духовно людей таким угрозам?

3. Сергей так и продолжает оставаться все эти 7 лет «кандидатом в братию», не будучи принятым в неё даже в качестве послушника, не говоря уж о постриге? (Могу согласиться, что долгий искус позволяет удержать человека от опрометчивых шагов, но практика других постригов в вашей обители свидетельствует, что традиции в обители всё же несколько иные.)

4. Насчёт «никто никого на цепи не женит и не разводит» — знаю не меньше трех десятков случаев, когда о. Власий «разводил» пары, обратившиеся к нему за благословением на венчание, либо благословлял вступить в брак посторонних друг другу людей, либо благословлял женщин, живущих в законном браке, прекратить супружеские отношения с мужем — в одностороннем порядке, а не «по согласию» (и я не выискиваю такие случаи специально — это люди из числа обращавшихся ко мне за психологической помощью или люди из моего церковного окружения, поэтому не берусь судить, в какое количество семей он насильственно вмешался — но говорят, для него это дело обычное, равно как и скабрезные шутки «ниже пояса»).

Возможно, Вы просто не в курсе, потому что попали в монастырь совсем юным и вопросы брака для Вас были не актуальны?

5. Почему Вы утверждаете, что Татьяна испытывала «неприязнь ко всему священству и монашеству вашего монастыря», если факты говорят о другом — она слепо слушалась священников и монахов все эти 7,5 лет и даже после изнасилования за утешением побежала именно к ним?

6. Каким образом Татьяне удалось сохранить упомянутое Вами «духовное невежество», имея духовника из числа братии монастыря и регулярно обращаясь с вопросами к старцу Власию? В монастыре так плохо с душепопечением? Или чада предоставлены сами себе — со всеми своими фантазиями, суевериями и т. д.?

7. Я не берусь судить о духовности о. Власия — сама я встречалась с ним всего один раз в 1994 году, и его поведение показалось мне неадекватным. Если вкратце — когда мне было 24 года, погиб мой муж и сгорел мой дом, и я с трехлетней дочерью и с подругой поехала в Козельск — помолиться в Оптиной и понять, как жить дальше. По дороге мы остановились на несколько дней в монастыре в Малоярославце — моя подруга знала м. Николаю ещё до пострига, работала с ней на восстановлении Оптиной, поэтому и предложила заехать в гости. С первого же дня на меня стали наседать с уговорами остаться в монастыре, дескать «Господь тебе всё мирское отрезал и ты должна тут остаться» — игнорируя все мои объяснения насчет того, что не чувствую я в себе монашеского призвания и считаю неправильным воспитывать ребёнка в монастыре.

На второй день приехал о. Власий, сестры выстроились к нему на исповедь, и я за ними — но мою исповедь он особо слушать не стал, а объявил сходу, что «благословляет меня на монашество»… Пришлось ему объяснить прямо и недвусмысленно, что к монашеству я не стремлюсь, непрошенных «благословений» мне не нужно, у меня на руках маленькая дочь и родители, о которых мне предстоит теперь заботиться одной и т. д. и т. п. В ответ о. Власий раскричался, начал меня обзывать и прогнал без отпущения грехов (я, конечно, молча отошла, не стала спорить, но осталась в храме) — потом послал какую-то сестру меня подозвать и начал говорить мне, что у меня от горя разум помутился, и я сумасшедшая, счастья своего не понимаю и в миру будет мне только горе… Впрочем, грехи отпустил и причаститься благословил, и на том спасибо, в общем-то, больше мне от него ничего и не нужно было, я «чудес и пророчеств» никогда не искала (а объявлять всех несогласных сумасшедшими — известная традиция, вот и Вы у него этому выучились).

И это к вопросу о том, как «добровольно избирают остаться в монастыре» — если бы у меня не было дочери, но было бы слепое доверие к старцам и неумение сказать «нет», то могла бы и не выдержать такого давления.

Так что лишь Бог знает, сколько народу о. Власий спас, а сколько погубил. Но к словам об ответственности тех, кто соблазняет малых сих, искренне присоединяюсь. И полагаю, что у кого больше духовной власти, с того больше и спросится».

***

Иеромонах Роман успел ответить Наталии Скуратовской там же, в комментариях. Общий смысл ответа «сказать ничего не могу, ничего не знаю, она самадуравиновата»:

«1. Нет, клеветой я не занимаюсь. Вообще не хотел да и не хочу говорить об этом. Это только то, что я слышал с ее слов. Просто пытаюсь понять ее обвинения в свой адрес. Когда в разговоре она опять начинает — да вот вы, священники — я просто обрывал общение и уходил. Я до сих пор не понимаю, в чем перед ней была моя вина. Она лучше меня знает сколько помощи я ей оказал.

2. Кандидаты в братию не носят подрясников. Теоретически и из дружины человек вполне может избрать монастырь. Про женщин на послушаниях я ничего сказать не могу. Это традиция, видно, имеет долгую историю, и просто волевым приказом новый наместник вряд ли сможет просто взять ее и пресечь.

3. Да, продолжает. О его планах и мыслях мне неизвестно. Единственное, что знаю, он сам избрал этот путь. Причины задержки с послушничеством мне неизвестны.

4. Здесь сказать ничего не могу. За все свои действия и благословения о. Власий, как и все священники даст ответ перед Богом.

5. Такое мнение у меня сложилось из общения с ней. Еще раз скажу, я не понимал причин обвинения меня в ее бедах. Претензии высказывались в таком духе, как будто это я ее изнасиловал. Это было очень странно и неприятно. Сложилось впечатление, что она всех в монастыре считает виновными в каком-то «заговоре» против нее.

6. Очень много людей называют о. Власия своим духовником, но по факту делают что им хочется. Либо трактуют благословения как хотят. Явление распространенное. Тут я не могу ничего сказать. Это на личной совести каждого.

7. По этому ничего сказать не могу. Толковать его мотивы не берусь. Могу только сказать, что мне самому такое давление чуждо. Еще раз повторю — все, и о. Власий, дадим ответ Богу».


Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: