«Мария. Спасти Москву»: кинотуфта или великодержавная притча?
24 октября 2021 Ахилла
В православном сегменте рунета началось обсуждение фильма режиссера Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву», премьера фильма состоится 2 декабря.
Еще не вышедший на экраны фильм, вернее, его сюжет, имеет как резких критиков, так и горячих поклонников.
Так, протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей странице в Живом журнале заметку под названием «Икона Моспатриархии»:
«Поп между младшим лейтенантом госбезопасности и комиссаром госбезопасности, причем явно в соработничестве с ними.
„Сценарий картины основан на легенде о встрече Сталина с Матроной накануне битвы за Москву. На той встрече Матрона посоветовала главе государства привезти в Москву чудотворную икону — она поможет остановить врага и спасти город.
Главная героиня — советская девушка по имени Мария, которая должна вывезти с оккупированных врагом территорий Тихвинскую икону Божьей Матери“.
„У нас был консультант-богослов, который утверждал, что именно так все и было“.
„Историки подтверждают, что был момент, когда город был открыт, но немцы почему-то в него не вошли“
Это история в стиле патриарха Кирилла: раз чего-то не знаю — значит, было чудо.
…То, что Тихвинская [икона] была всю войну на оккупированной территории и потом была увезена на Запад, для фантазий в стиле а-ля-мединский неважно».
Белорусский священник в запрете Александр Шрамко так прокомментировал споры вокруг «кинотуфты»:
«Встретил в комментах неожиданный осторожный позитив со стороны некоторых продвинутых (как бы в демократическом направлении) дам по поводу анонсированной очередной кинотуфты „Мария. Спасти Москву“. Мол, глядите-ка: фильм снят женщиной о женщине… это ж круто… а может… а может, там и не столько того сталинизма… и это как раз то?
Ну да, если б еще Сталин оказался женщиной… Или хотя бы гомосексуалистом. Тогда бы вообще вопросов не было.
Вот так оно и работает. Стоит только Сталину стать женщиной… Лукашенко заговорить по-белорусски…»
Петербургский протодиакон Константин Маркович задает на своей странице в фейсбуке риторический вопрос: где, мол, протесты православных против этой «сказки-кощунства»:
«Помнится, насчет „Матильды“ была волна „всецерковного“ возмущения. До меня доходила информация, что некоторые преосвященные архиереи настоятельно требовали от подведомственного духовенства публично осудить кощунственную кинокартину. Хотя там кощунства было меньше. Не компрометировала образ царя-исповедника предполагаемая романтическая история его юности. Хотя изображена была эта история пошло, не спорю. Но важно, что было потом, и канонизировала его Церковь за подвиг его последних дней жизни. А вот здесь речь идет о том, что якобы святая подвижница благословляла палача, руки которого в крови сотен тысяч невинных людей. И который после войны цинично продолжал политику репрессий невинных людей, даже героев войны. Эти сказки — кощунство „в квадрате“. Где же протесты? Где гневные комменты?»
Миссионер из Ивановской епархии игумен Виталий (Уткин) тоже рассуждает о псевдоправославных мифах, к которым относит и те, которые использовались создателями пререкаемого фильма:
«Сейчас широкую известность получил ряд псевдоправославных мифов о Великой Отечественной войне.
Сюда относятся: визит Сталина к блаженной Матроне, спасение Москвы в 1941 году в результате облета столицы с некоей иконой Божией Матери, молебен перед иконой Божией Матери в Сталинграде, откровение Божией Матери, переданное Сталину через митрополита гор Ливанских Илию (Карама) — вернуть храмы и открыть семинарии, крестный ход перед взятием Кенигсберга и последующий отказ у немцев оружия. Более поздний миф: принятие Сталиным монашества перед смертью.
Ничто из этого не подтверждается историческими источниками.
Насколько понимаю, облет Москвы с иконой Божией Матери выдуман писателем Николаем Блохиным (роман «Рубеж»), большую часть остальных мифов создал или ввел в оборот ленинградский протоиерей Василий Швец на рубеже 80-90-х годов, миф о постриге Сталина введен в оборот протоиереем Николаем Булгаковым. Все эти повествования недостоверны, являются именно классическими мифами.
В ходе Сталинградской битвы действительно появилась икона Божией Матери, но только на немецкой стороне. Это так называемая «Сталинградская Мадонна», которую немецкий протестантский пастор и военный врач Курт Ройбер нарисовал для утешения своих камерадов на обратной стороне части советской школьной географической карты в рождественскую (по григорианскому календарю) ночь с 24 на 25 декабря 1942 года. Только она и известна достоверно.
Лично для меня очевидно, что ни один из вышеперечисленных псевдоцерковных мифов не может использоваться ни для духовно-воспитательной работы среди военнослужащих, ни в системе православного просвещения, ни, тем более, в иконографии. К сожалению, опыт показывает, что это очевидно далеко не для всех.
На экраны выходит фильм «Мария», обыгрывающий часть этих мифов. Что же — к нему следует относиться как к сказке, фэнтези. Очень важно, чтобы перед началом фильма шли титры, указывающие, что сюжетная линия в нем основана на фантазии. Там есть такие титры? Фильм преподносится как сказка?»
Его в комментариях поддержал клирик Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов:
«Пока еще для многих эти легенды — источник для вдохновения. Сублимация религиозности.
Но одновременно это и препятствие для тех, кто не готов принять эти мифы, представляемые как часть христианского вероучения».
Но есть у выходящего фильма и горячие поклонники, одновременно являющиеся и ревностными сталинистами — редакция сайта «Русская народная линия» во главе с главным редактором Анатолием Степановым. РНЛ радуется выходу фильму и клеймит «либералов» (того же протодиакона Константина Марковича и игумена Виталия (Уткина)) за то, что они посмели сомневаться в Божьем благословении на победу советской армии под руководством «Вождя народов» Иосифа Сталина:
«В начале декабря мы будем праздновать 80-летие одного из важнейших сражений Великой Отечественной войны — Битвы за Москву. К этой дате режиссер Вера Сторожева сняла художественный фильм „Мария. Спасти Москву“, премьера которого состоится 2 декабря.
Сценарий картины основан на предании о встрече советского вождя И.В. Сталина с Матроной Московской накануне битвы за Москву. Блаженная предсказала Вождю народов, что наступление немцев на Москву удастся сдержать, если доставить в город чудотворную икону Божией Матери, разрешить молебен и обнести столицу святыней.
…Сюжет фильма основан на известных среди православных людей преданиях о встрече И.В. Сталина с блаженной Матроной и о явлении Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму).
Эти предания просто невыносимы нашим православным антисоветчикам и антисталинистам, борцам с „победобесием“. Сколько грязи они уже вылили не только на советских лидеров, но даже на митрополита Илию (Карама), пытаясь и его дискредитировать.
Правда, все это безрезультатно, — народ как относился с доверием, так и продолжает доверять этим преданием, поскольку понимает: победа в Великой Отечественной войне не произошла бы без помощи Божией, без заступничества Пресвятой Богородицы.
Но наши либералы продолжают негодовать. Ну как же! Господь ведь помогал не тем! Не Власову, не немецким солдатам, у которых на бляхах было выгравировано „Gott mit uns“ (С нами Бог). Господь помогал солдатам в пилотках с красной звездой, поскольку они защищали не только Святую Русь, но и всю цивилизацию от воплощения зла — немецкого фашизма».
Игумена Виталия (Уткина) редакция РНЛ легко «опровергает» тем, что у него якобы ничтожный духовный опыт по сравнению с теми духоносными клириками, которые верили и распространяли эти истории про Матрону и Сталина, про облеты с иконами и т.п. Вера важнее, чем факты и доказательства, уверены в РНЛ:
«„Ничто из этого не подтверждается историческими источниками“, — пишет наш „ученый“ игумен. А какими источниками подтверждаются множество преданий о мученичестве святых, о которых мы читаем в их житиях?! В том-то и дело наши православные борцы с преданиями о помощи Свыше нашей армии в годы Великой Отечественной выступают как примитивные модернисты, которые пытаются поставить под сомнение церковное предание».
«Думаем, что лучше не титрами снабжать фильм-притчу о войне, а при упоминании имени игумена Виталия писать — церковный модернист и либерал. Как сейчас обозначают знаком „иноагент“ всех, кто работает против интересов России. Так и всех, кто работает на подрыв отношений Церкви и Государства, против идей державности, надо изображать каким-то значком, чтобы каждый читающий понимал, что сталкивается с примером опасной и вредной пропаганды.
Выступления протодиакона Константина Марковича и игумена Виталия (Уткина) — так, пока „проба пера“. Скоро нужно ожидать, что подтянутся главные борцы с „победобесием“, и глядишь на каком-нибудь „Правмире“ мы увидим интервью с „ученым-профессором“ протоиереем Георгием Митрофановым, где он „разоблачит все совковые мифы“», — бегут вперед поезда с доносом редакторы «державного» портала.
И пафосно заканчивают:
«Ну никак не дает покоя нашим либерал-православным факт помощи Божией Красной Армии, возглавляемой Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным. Ну не тем помогал Бог! Не тех слушала Пресвятая Богородица! Непорядок, надо исправить…
Только как бы они ни старались исказить историю, факты говорят сами за себя! Например, факт завершения войны на Пасху — никак не отменить. И Парада Победы на день Святой Троицы не исправить! И победу на Прохоровском поле в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла на другой день не перенести. И „парад“ пленных немцев по Москве в день мученической кончины Царя Николая не вымарать из нашей истории. И это факты! Это даже не церковные предания, или как любят писать наши оппоненты „легенды“».
В очередной раз напомним, что не так давно главред РНЛ Анатолий Степанов из руки Владимира Легойды получил грамоту от патриарха и медаль от главы Санкт-Петербургской митрополии. Это чтоб наши читатели четко понимали, где либералы и «иноагенты», а где — державники и патриоты, любящие доносы и «Вождей народов».
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)