«Матушка Феодосия просит помощи»
3 февраля 2021 Владимир Майданюк
У меня есть много вопросов и некоторые размышления на тему устройства современных монастырей и способов их содержания.
Когда читал, еще лет двадцать назад, книжку «Душеполезные поучения аввы Дорофея», то, видимо, сделал ошибку, потому что она дала мне некоторые идеалистические представления о сути монашеской жизни.
А когда встречался по некоторым обстоятельствам с реальной жизнью современных монастырей, то возникали вопросы соответствия того, что вижу, монашескому призванию.
Вот, допустим, я хочу со своими друзьями организовать монашескую общину.
Мы скидываемся на покупку дома, где-то в заброшенной деревне, где есть условия для труда и заработка своими руками, и нет соблазна для братии из-за близкого присутствия лиц противоположного пола.
Плетем условные корзины, водим пчел и прочую живность, и назидаемся полезными духовными советами, исправляя потихоньку свои характеры.
Потом построили небольшой храм, а к нам тут стали заходить благочестивые богомольцы, и говорить, как тут у нас, монахов, все хорошо да благостно, и давать понемногу денег на храм получше, а потом и нам нужно где-то народ приходящий поселить, и мы уже сами намекаем, что хорошо бы кто на гостиницу для паломников пожертвовал.
(Я просто набрасываю примерный сценарий.)
Короче, построили мы храм на двести человек, гостиницу, келии, стены, звонницу, купили внедорожник хороший, чтобы по требам нашему иеромонаху ездить.
А осталось нас десять человек в этом монастыре.
Приходят счета за свет и газ, а нам платить нечем. Мы пока все это строили да паломников принимали, не позаботились как следует о монастырском производстве продуктов или других товаров, реализация которых полностью покрывала бы расходы на содержание и ремонт зданий.
Мы привыкли жить за счет жертвователей, построили здания, превышающие наши потребности в них, и стали заложниками ситуации, когда вынуждены платить приличные суммы на их освещение и обогрев.
Новые люди в монастырь не идут, старые разбегаются потихоньку. Что делать?
Мы ведь все это строили для людей… для себя нам и маленького храма хватило бы. Мы ведь, оказалось, старались для добрых мирян, которым хорошо рядом с нами, и для них строили.
Мы для них создали этот архитектурный монастырский ансамбль, поэтому они и должны его содержать.
А у нас, оставшейся горстки монахов да нескольких трудников, есть призвание — молиться за людей и создавать условия для их молитвы в нашем монастыре.
Правда, молитвы наши не очень-то действенны, но да ладно…
И вот организовали мы монастырь, для уединенной жизни, для молитвы и вроде как должны, как все достойные мужчины, обеспечивать себя и близких, а оказалось, что едим и содержимся за счет пенсионерок и редких бизнесменов, да просим денег через интернет.
И почему такая наша жизнь, когда мы встречаем почти каждый день людей из мира, общаемся с ними, нам помогают по хозяйству женщины, мы обслуживаем чрезмерную для нас недвижимость, мы привлекаем жертвователей и входим с ними в общение. Почему эта наша жизнь называется до сих пор монашеской (уединенной), а наш монастырь (уединенное место), который по сути стал туристическим центром, до сих пор именуется монастырем?
Я это к чему пишу…
Я не понимаю, зачем, называясь монахами, не бегать от мира и мирской славы, а напротив — зазывать к себе мир?
Зачем монахам вкладывать сотни миллионов в строительство, а затем, вместо уединения, обслуживать камни, палисадники и паломников на автобусах? О чем думают монашествующие люди, когда просят денег на строительство зданий, содержание которых заведомо им непосильно? О том, что эти здания обязаны потом миряне содержать?
Из какого источника черпается это стремление к грандиозным сооружениям? Почему за образец взяты не скромные жилища обычных людей, не жилища первых монахов, а хоромы, подобные княжеским?
А если уж монашество проявляется в том, чтобы заниматься строительством исторических и культурных объектов, при этом тесно взаимодействуя с миром, то честно ли тогда называть себя монахами?
У меня, нет желания покритиковать или огорчить монашествующих. Просто хочу понять, так как мое логическое мышление и опыт наблюдения за церковной жизнью наталкивают на определенные выводы, а хочется узнать основательную защиту существующего упомянутого порядка, чтобы скорректировать выводы.
Читайте также: