Митрополит Кирилл (Наконечный): Должна быть единая позиция государства по всем основным вопросам истории

29 ноября 2018 Ахилла

Глава Екатеринбургской митрополии, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) встретился с юными корреспондентами Братства православных следопытов, Свято-Симеоновской православной гимназии, Исетского казачьего кадетского корпуса и молодежного интернет-телевидения «Айсберг ТВ». Ребята задавали митрополиту вопросы, а он отвечал. Например, отметил, что в советское время ему жилось неплохо, тем более, что страна «с надеждой смотрела в будущее»:

«Нынешнее время, ребята, оно не самое простое, да? Но вам же радостно сейчас жить? Вот и для нас советское время было временем нашей молодости. И мы жили радостно, надеемся, что счастливо. Мы не знали другого времени, других эпох, мы жили вместе со всей страной и дружили. И мы до сих пор дружим с моими одноклассниками, общаемся. И они всегда были на моей стороне — даже тогда, когда руководство было немножко против того, что я хожу в церковь. А в церкви — вот как меня принесли в младенчестве, так я там и остался.

Помните, что и советское время было совершенно разное. Были многие беды, и горе было, и мы об этом рассказываем. Буквально в нескольких шагах отсюда принял мученическую кончину царь Николай II со своей семьей и со своими друзьями, ближними. Очень много было всего страшного. Но мы застали то время, когда было и много радостного: страна жила, развивалась и смотрела с надеждой в будущее».

Когда юные корреспонденты спросили митрополита, что он думает о преподавании истории в школе «с точки зрения православия», то митр. Кирилл ответил так:

«Я бы вообще не стал бы разделять что-то на светское и православное. Учебник истории должен быть один. Потому что должна быть единая позиция государства по всем основным вопросам, ключевым моментам и датам истории. В этом смысле должен быть единый учебник. Десятки вариантов преподавания истории — это в корне неверно».

***

Михаил Наконечный родился в 1961 году. Согласно «единой позиции» тогдашнего руководства страны во главе с Хрущевым, это было время усиления борьбы с религией, когда обещали показать по телевизору последнего попа или последнего верующего примерно к двадцатилетию будущего иерарха.

В 1961 году в СССР началась массовая акция по отказу в регистрации религиозным общинам, за время хрущевской кампании было закрыто порядка 10 тысяч храмов, множество было уничтожено.

Протестанты во многих регионах не имели ни одной зарегистрированной общины, и были вынуждены встречаться для богослужения в лесу.

Был ужесточен Уголовный кодекс: «В числе новаций было изменение статьи 142 („Нарушение законов об отделении церкви от государства“), наказание по которой было увеличено до трех лет лишения свободы. Статья 227, карающая за создание группы (в том числе религиозной), „причиняющей вред здоровью“ и посягающей на личность и права граждан, предусматривала до пяти лет лишения свободы. Учитывая накал страстей антирелигиозной кампании, эти статьи нередко трактовались слишком широко. В 1961–1964 годах по этим статьям были осуждены 806 верующих, при этом некоторые из них впоследствии были признаны невиновными — частично или полностью».

4 мая 1961 года (за 11 дней до рождения будущего митрополита) «в РСФСР был принят указ о борьбе с тунеядством (полное название: „Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни“).

Этот указ широко применялся в ходе антирелигиозной кампании для борьбы со священнослужителями разных конфессий, которые, в представлении авторов указа, вели „антиобщественный паразитический образ жизни“ и извлекали из своей деятельности „нетрудовые доходы“. В качестве наказания указ предусматривал от двух до пяти лет высылки в специально отведенные места (как правило, отдаленные поселки со сложными климатическими и бытовыми условиями)» (там же).

За радостное детство детей тоже взялись: «Другой, еще более радикальной мерой, стало лишение верующих родительских прав. Особенно часто это практиковалось в отношении тех конфессий, которые были причислены к „изуверским“ (пятидесятники, адвентисты-реформисты, свидетели Иеговы). В одном только Красноярском крае в 1961–1964 годах у верующих родителей было отобрано 25 детей. В Ленинграде у семьи баптистов Микрюковых отобрали шестерых детей и передали под опеку 23-летнему Роберту Малоземову, отрекшемуся от веры. В 1962 году в Зеленом городе Днепропетровской области семью адвентистов Залозных лишили родительских прав на четырех сыновей (8-13 лет) из-за того, что мальчики не посещали школу по субботам» (там же).

Впрочем, воспитывался будущий митрополит уже при более мягком режиме Брежнева, что, видимо, и привело его радостное детство к не менее счастливому и блаженному митрополитству ныне.

Фото: ekaterinburg-eparhia.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: