Монастыри как жилплощадь
7 ноября 2018 Алексей Плужников
В последнем интервью РИА Новости митрополит Иларион (Алфеев), глава ОВЦС, в очередной раз говорил об украинской проблеме. В частности, он затронул уже многократно поднимавшуюся до этого тему — предполагаемого «захвата» Киевским патриархатом двух главных монастырей УПЦ МП — Киево-Печерской и Почаевской лавр:
«Рассматривая в этом свете последние решения „синода“, возглавляемой Филаретом Денисенко раскольнической структуры, можно увидеть, что „Киевский патриархат“ претендует на то, чтобы отобрать у канонической Украинской православной церкви великие святыни этой земли — Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры. Вот только вопрос: что он будет делать с этими знаменитыми монашескими обителями? По всей стране у раскольников нет такого числа монахов, сколько насчитывается в одной Киево-Печерской лавре. Тогда что движет раскольниками, желающими забрать эти святые для миллионов людей монастыри, которые хранятся, а зачастую и реставрируются силами верующих канонической Церкви? Просто желание получить некую недвижимость?»
Хорошая постановка проблемы митрополитом Иларионом: связь количества монахов и «что делать» с обителью, в которой монахов практически нет?
Знающим людям отлично известна ситуация с большинством «возрождаемых» обителей в России, как мужских, так и женских. РПЦ подает запрос, чтобы «святыню» отдали РПЦ предыдущие собственники (будь то музей, совхоз, иное учреждение), а потом начинает «возрождать» там «духовную жизнь». То есть присылает туда пару-тройку женщин (мужчин), часто ни в сане, ни в постриге, и те начинают «возрождать». Итогом такого возрождения стало частая ситуация в конце девяностых — начале двухтысячных (во многих местах — и до сих пор), когда, например, мужской монастырь в провинции представлял из себя такую картину: один-два иеромонаха, один из которых — наместник, пару монахов, пару-тройку (иногда и меньше) иноков, остальные — послушники и трудники (или проще — бродяги, алкоголики, бывшие зэки, психически нездоровые и духовно возбужденные после чтения добротолюбий и патериков), причем часто женщин-трудниц в мужском (!) монастыре бывало больше самих «чернецов».
Такая же ситуация была и остается во многих женских обителях, где самих монашествующих бывает менее четверти от обслуживающего персонала, которых называют красиво — «трудники».
В итоге, что же делает РПЦ с огромными обителями, которые ей отдают, что она будет делать с теми, которые требует в собственность (как последнее время, например, объекты Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей)? Столько монахов у РПЦ просто нет, но это и не требуется — главное, получить недвижимость, простите, «возродить духовность», а то, как, кем и на чьи деньги это возрождается — дело уже десятое.
Или, как тоже нередко бывает, с помпой возвещается об открытии нового монастыря (хотя в епархии уже есть несколько, в каждом из которых монахов — горстка, потому что почти все иеромонахи и игумены не дураки, предпочитают «нести послушание» на приходах, живя свободно в отдельных квартирах, а в монастырях часто служит… белое духовенство). Перед открытием в СМИ расписывают, как будет круто в том монастыре, какие там откроют реабилитационные центры для тех или иных категорий страждущих, какие там будут «духовно-просветительские» центры — чтобы привлечь спонсоров.
Землю под строительство монастыря получают, наместника туда присылают… Проходит годок-другой-пятый, глядишь, а монастырь тихонько преобразовали в обычный приход. Все, духовность свернулась калачиком. Зато земля и недвижимость — остались.
Помнится, во времена Екатерины II монастыри в России были поделены на категории: введена была классификация монастырей по штатам, в каждом классе должно было быть определенное количество монахов. Не подходящие под категории монастыри были упразднены (таковых в XVIII веке были сотни).
Интересно, если сейчас в РПЦ провести такое же разделение по категориям, в зависимости от той классификации, которую предлагает митрополит Иларион: чтобы количество монахов соответствовало наполняемости монастыря. Сколько тогда обителей в России придется закрыть за отсутствием должного количества монашествующих?
Почему-то спикеры РПЦ в своем боевом полемическом задоре, когда касаются ситуации в Украине, забывают, что их логику можно перенести и на нашу действительность. Стоит быть последовательными. Или как следует думать, прежде чем высказывать обоюдоострые аргументы.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: