Москва начала войну с Константинополем: при чем здесь православные
9 сентября 2018 Алексей Плужников
В мировом православии вновь назревает очередной громкий скандал, который может привести к расколу Поместных Церквей: Константинопольской и Русской. Этот скандал связан с Украиной, вернее, с вопросом автокефалии Украинской Церкви.
Кратко проясним предысторию. В 1990 году, когда умер патриарх Пимен (Извеков), новым патриархом РПЦ мог стать митрополит Киевский Филарет (Денисенко), он имел наибольшие шансы (из-за своих тесных связей с ЦК и КГБ). Но советская власть рухнула, и выборы в июне 1990 г. выиграл митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер).
В июле того же года Филарета избрали предстоятелем Украинской Православной Церкви — автономной, то есть самоуправляющейся, но под главенством РПЦ. Но в 1991 году Филарет взял курс на автокефалию, то есть на полную независимость Украинской Церкви от Московского Патриархата. Началось противостояние, в 1992 г. РПЦ лишила Филарета сана за «аморальный образ жизни» (наличие жены и детей) и за другие «внезапно открывшиеся» прегрешения, и даже предала анафеме (отлучению от церкви).
В итоге, в Украине образовалось две параллельные структуры: УПЦ МП — автономная, под властью РПЦ (МП), и непризнанная в православном мире УПЦ КП (Киевского патриархата), где Филарет стал, с 1995 г., третьим по счету патриархом, каковым остается до сих пор. И это не считая других направлений: неканоничной Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и греко-католиков (УГКЦ), униатов.
В последние годы, особенно после 2014 г., в Украине постоянно встает вопрос об автокефалии Украинской Церкви, но какой она может быть — это вопрос яростных споров, интриг, подкупов, проклятий, политических игр и т. п.
И вот к вопросу подключился Константинопольский патриарх Варфоломей, который, по древней традиции, считается первым среди равных предстоятелей Поместных православных Церквей. Напомним, что Русская Церковь в середине XV веке стала автокефальной, отделившись от Константинополя, в то время бывшего в унии с Римской Церковью, которую в Русской Церкви не признали.
К патриарху Варфоломею тоже ездили с уговорами и, весьма вероятно, финансовыми подношениями, представители и властей Украины, и РПЦ. Совсем недавно патриарх Кирилл (Гундяев) переступил через свое величие и сам слетал на встречу с патриархом Варфоломеем в Стамбул. Встреча была краткой, ее содержание не разглашалось, но и патриарх, и его помощник, митрополит Иларион (Алфеев), глава Отдела внешних церковных связей РПЦ, уверяли, что встреча была «дружественной и братской».
И тут как снег на голову известие: патриарх Варфоломей принял решение отправить в Украину двух своих представителей, епископов — экзархов, которые будут подготавливать автокефалию для Украинской Церкви.
Вот тут всякая дружественность и братство с представителей РПЦ слетела мигом. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявляет, что действия патриарха Варфоломея — это «грубое вторжение на каноническую территорию МП», и будут «ответные действия», что все это чревато разрывом евхаристических отношений (то есть обе Церкви перестанут считать друг друга и своих членов братьями, запретят совместно причащаться, станут считать друг друга раскольниками).
Синод РПЦ выпускает срочное заявление, обвиняя в демарше Константинополь и лично патриарха Варфоломея.
Глава ОВЦС, митрополит Иларион (Алфеев), выступая по ТВ, не стесняется в выражениях, называя действия патриарха Варфоломея «коварными», «наглыми и циничными», «черным делом», говорит, что «средства дипломатии исчерпаны», то есть объявлена религиозная война.
Об этом же говорит в интервью и первый заместитель председателя СИНФО Александр Щипков: «Я это расцениваю как прямое объявление войны. Помните: „Киев бомбили, нам объявили, что началась война“? То же самое, только война религиозная». То есть Варфоломея он сравнивает ни много ни мало с Гитлером, а отправку двух епископов — с бомбежкой. Патриарха Варфоломея Щипков называет раскольником и чуть ли не еретиком, мол, надлежит даже собрать церковный суд и разобраться с таким нехорошим патриархом.
Не только официальные представители Московской патриархии, но и некоторые обычные батюшки уже подпоясывают маузеры, готовясь к войне с еретиками. Так, один провинциальный священник-миссионер написал у себя в фейсбуке:
«Понятно: Фанар пошел войной.
Непонятно: каков будет ответ.
Понятно: 41 год повторяется, оборона слаба и будет продавлена до Дона и Днепра (как никогда до Волги).
Непонятно: повторится ли 45 (нам вряд ли нужен Фанар как идеологический наследник Рейхстага, но своё вернуть и хамло на место поставить нужно)?» (Фанар — резиденция патриарха Константинопольского в Стамбуле.)
В общем, православный мир на грани очередных крупных разборок, крайними в которых окажутся простые верующие. Начальники делят «каноническую» территорию, а попросту — сферы влияния, холопов и деньги, интригуют, лицемерят, предают, подкупают, врут, делают громкие заявления, угрожают… А простые верующие в любое утро могут проснуться не православными, а — раскольниками, потому что «паны дерутся, а у холопов чубы трещат».
И глядя на все эти игрища высокой церковной политики (которая, впрочем, продолжается чуть ли не с самых первых дней основания Церкви), хочется спросить: а где тут Христос? Являются ли все эти патриархи, епископы, их подручные «дипломаты» и руководители всяческих Отделов — христианами?
Православные иерархи очень любят напирать на то, что они являются истинными наследниками, преемниками апостолов, мол, в этом и состоит чуть ли не главная суть христианской Церкви — в передачи цепочки апостольского преемства через рукоположение епископата. Ведь, согласно Символу веры, Церковь у нас не только «святая, соборная», но и «апостольская», а Христос в Евангелии сказал апостолам: «Что свяжете на земле, будет связано и на небе». И с тех пор это стало основой для всей церковной политики, всех расколов, анафем, интриг и войн — епископат посчитал себя облеченным божественной властью. Христос, мол, Сам дал нам власть «вязать и решить», а Сам удалился на покой.
Но так ли это? Вспомним Евангелие: Христос посылал Своих учеников, апостолов, на проповедь — возвещать грядущее Царство Небесное — не земное — Небесное, которое проходит через сердца человеческие: через покаяние, изменение жизни в сторону Бога, света, любви, добра, милосердия. Христос послал апостолов в мир исцелять болезни, изгонять бесов, помогать страждущим, воскрешать умерших, а главное — показать всем пример: «по тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Посмотрите на патриархов — имеют ли они любовь между собою? Они говорят о братстве — но по-братски ли они поступают? Они исцеляют больных — или вновь наносят своими амбициями раны христианству? Они изгоняют бесов — или сами поступают «бесовским» способом — как лживые политики, а не как пастыри церковные?
Стоит ли их слушать, нужно ли им делегировать власть над миллионами душ верующих людей? Или стоит сказать им «нет», оставить их возиться в своей «каноничной» и «автокефальной» песочнице, и постараться всем людям доброй воли жить по-братски без этих «первосвятителей»?
28 лет назад, 9 сентября 1990 года, был убит замечательный пастырь Русской Церкви, протоиерей Александр Мень. В одном из своих писем он сказал так: «Завет Господа: „Да будет единое стадо“ — цель современного христианства. … Христиане делают упор на том, что сближает, а не на том, что разделяет».
Кажется, что отец Александр и патриархи — из разного христианства.
Читайте также:
- Александр Щипков назвал решения Константинополя объявлением войны
- Глава ОВЦС: Если Константинополь даст автокефалию раскольникам — мы разорвем отношения
- Заявление Священного Синода РПЦ по поводу решения Константинопольского патриарха
- Христос и автокефалия
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: