На патриарха что пенять?

16 августа 2018 Сергей Приданцев

Очередная, неанонимная, анкета молодого мирянина.

***

Расскажите немного о себе.

Меня зовут Сергей, мне 30 лет, в Церкви 10 лет. Не женат, детей нет. Водитель-дальнобойщик.

Что привело вас в Православную Церковь? Какой вам представлялась Церковь со стороны?

Меня, как и многих людей, в храм привел поиск себя. В юности занимался парапланерным спортом, и со временем начали происходить пугающие события в виде нештатных ситуаций в воздухе, при которых я был на волосок от смерти. Видел, как разбиваются люди насмерть или выживают и становятся инвалидами. Жизнь в 17–18 лет била ключом: успехи на соревнованиях, всеобщее признание, наслаждение молодостью.

К нам пришел парень, он был баптистом. Очень хороший человек — и тогда, и сейчас. Все мы, естественно, над ним смеялись. А потом мне стало не до шуток после смерти матери и полученной травмы. Позвал Олег меня на Рождественское собрание протестантской молодежи. Мне у них очень понравилось. Посещал их богослужения. Я знал, что священники пренебрегают своими обязанностями — этим потыкал баптиста. Он всегда находил, что ответить — без нервотрепки, четко, по делу.

Однако тянуло в храм, куда меня в детстве водила бабушка перед школой, «чтоб хорошо учился». Застал в храме пожилого священника, пообщался, поисповедовался, да так и стал ходить в храм потихоньку.

Какие достоинства или недостатки вы увидели после своего воцерковления в РПЦ, ее служителях и прихожанах? Кто-то помог или помешал вашему воцерковлению и пути ко Христу?

Мне слово воцерковление не нравится. Просто — путь к Богу. Я сам себе мешал и помогал, можно сказать. Обчитавшись патериков, святых отцов, я дурковал страшно. Бог смирял обстоятельствами жизни. Я никого не хотел слушать. Потом, остепенившись, я стал осторожно прислушиваться к людям, которые мало говорили и много делали. Они мне помогли выйти из неофитства. Находившись в нем, я не видел недостатков. Считал это немощью человеческой.

Встречалось ли вам глубокое и искреннее пастырское попечение о мирянах (например, о молодежи) со стороны священников? Можете ли рассказать о таких пастырях?

Встречал достойных пастырей. Благодаря им я радуюсь, что есть такие маяки у нас. Один из них — отец Николай Могильный, еще — о. Савва Мажуко.

Были ли ситуации, когда вы встретились с фальшью и лицемерием со стороны церковных работников или священнослужителей (особенно при обсуждении актуальных церковных проблем)?

Когда жил в монастыре: там монахи на людях одни, а после служб — другие. Это очень подкосило веру в какой-то момент.

Что вы знаете о жизни приходских общин в вашей епархии и функционировании епархиальных отделов? Заметны ли вам результаты их работы?

У нас приходских общин толком нет. Воскресные школы кое-где есть. Не имею понятия об их работе и результатах. Они будут известны тем, кто преподавал в этих школах и родителям этих детей.

Посещаете ли вы действующие приходские молодежные объединения? Получается ли на их собраниях обсуждать жизненные и острые вопросы?

При епархии есть православная «молодежка», ей семь лет. Поначалу все было, можно сказать, идеально. Куча проектов, амбиций, энтузиазма. И бомжей кормили, и в приют к детям толпами ездили с концертами, на фестивали, в паломничества — вместе, на службу, потом дома собраться — пожалуйста. Прошла кульминация, и все стало потихонечку разваливаться. Объясняется это еще и тем, что многие попереженились, стали семейными, времени нет на дела молодежки. Некоторые переехали в другие города, некоторые ушли просто. Сейчас у нас в городе еще пара таких молодежек, очень обособленно они от нас, первопроходцев, держатся и глядят исподлобья. Мы все так же собираемся раз в неделю, общаемся. Но это не то, что было раньше. Плюс — не хватает грамотного руководства молодежным отделом.

Есть ли у вас и других православных молодых людей реальная возможность реализовывать какие-либо свои инициативы на приходе (в области молодежного служения, волонтерской работы, организации миссионерских мероприятий)?

Мы свои инициативы реализовывали и сейчас реализовываем, правда, не в том объеме, как хотелось бы и как оно было раньше. Я думаю, будучи в приюте, если бы ко мне приезжали такие ребята, как мы, верующие, добрые, я бы навсегда это запомнил, как свои первые визиты в храм с бабушкой, с очень глубокой исповедью и мудрым стареньким священником.

Есть ли у вас желание поступить в семинарию, стать священником или монахом? Если да, то считаете ли вы необходимым сначала получить светское высшее или профессиональное образование?

Это самый трудный для меня сейчас вопрос. Конечно, мысли стать священником были и есть, как и монахом. Я очень серьезно подхожу к этим вопросам, поэтому не спешу принимать решение. Лучше я никогда не буду ни тем, ни другим, лишь бы не ошибиться в выборе и не опозорить Христа. В семинарии меня ничему уже не научат. Людям нужен твой жизненный опыт, духовная мудрость. В какой семинарии это сыскать? Светское образование для кандидата в священники считаю обязательным. Раньше тридцати лет — никакого священства. Пусть поварится в социуме, увидит жизнь как она есть. Желательно наработать опыт общения с людьми в каких-то сферах обслуживания, научиться служить человечеству в самых малых вещах.

Актуальна ли для вас проблема культа личности патриарха Кирилла и усиления клерикализма в РПЦ? Есть да, то в чем именно вы видите проблему?

На патриарха что пенять? Несомненно, есть уклон в кастовость церковной системы управления. Но патриарх ведь не держит нож под горлом и не заставляет этого делать, правильно? А может, спрос рождает предложение? Как для меня, он — человек не глупый, судя по его проповедям.

От каждого зависит не мало в любой организации. Эти проблемы были и будут. Царьки и потерявшие берега священствующие, как и миряне, не исчезнут. Пусть они сами купаются междусобойчиком в своей луже. Проблема в том, что они отталкивают от Церкви, от Христа неокрепшие души.

— Читаете ли вы портал «Ахилла»? Что вам нравится или не нравится в его редакционной политике? Какие тексты вызывают симпатию, а какие — отторжение?

«Ахиллу» читаю. Скажу так: из критики можно свалиться в осуждение, непонимание и всякие нелепости. Очень легко перегнуть палку.

Нравятся публикации: «Брак по-православному», «Православный священнослужитель назвал баптистов жуликами», «Унылый портрет современного верующего» и все в таком духе.

Негатив надо искать, так не вспомнишь. В целом отвращает травля Артемия Владимирова, Андрея Ткачева; спихивание вины на священнослужителей и архиереев; мелочная возня с тем, что кто-то там на кого-то косо посмотрел, недодал, формирование у читателя чувства обиды на Церковь; в истории тут недавно копались — о норме убийства монарха; паузы там кто-то берет какие-то; нытье гея-семинариста.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: