«Надо бы покрепче держать дисциплину среди церковников, чтобы меньше было канители»

22 июля 2020 священник Андрей Берман

Историк, священник Андрей Берман на своей странице в фейсбуке публикует документ — отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ за первый квартал 1947 года, — и комментирует так:

«Отчеты уполномоченного Совета по делам РПЦ — настоящая энциклопедия советской церковной жизни. Чуть не в каждом абзаце — что-то интересное. Сочувствую историкам, которые будут исследовать нашу церковную жизнь: так красочно, как писали советские уполномоченные, никто не напишет».

Приводим этот текст в сокращении:

«В Чувашской АССР по состоянию на 1.1.1947 года действующих православных церквей было 32. Молитвенных домов и монастырей не имелось и нет их в данное время.

(..) За последние месяцы были направлены епископом на должность настоятеля церкви в с. Батеево, Урмарского района 3 священника: Григорьев, Тюхтеев, Федотов. Но таковые вынуждены были уходить с работы ввиду их «выкуривания» высшим настоятелем церкви Кравченко. Последний был отстранен от дел по жалобе верующих за его бытовую невыдержанность (двоеженство). Кравченко решил не сдаваться и все же добился своего восстановления у епископа, предварительно пройдя судебный процесс со своими прихожанами из-за вновь приобретенного дома для священника.

Настоятель церкви с. Первое Степаново, Чурачикского района иеромонах Кольцов Афанасий епископом был отстранен от занимаемой должности только по жалобе, поступившей от церковного старосты и небольшой группы верующих, сводившейся к тому, что он в бытовом отношении не выдержан (ухаживал за женой старосты). Епископ, по прошествии некоторого времени, дал Кольцову справку-приказ, что он имеет право совершать требы на дому у верующих в г. Цивильске, т.е. в соседнем районе.

(..) В истекшем квартале к уполномоченному по разным вопросам обратилось не менее 100 посетителей.

Среди них были: ходоки по вопросу открытия церкви в том или ином населенном пункте, представители духовенства, являющиеся на регистрацию или по вопросу снятия их по разным причинам, жалобщики-миряне на действия церковных исполнительных органов или духовенство на неправильное обложение подоходным налогом. Были представители советских учреждений по вопросам консультации о положении православной церкви.

Епископ Иларий — Управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией, по своему преклонному возрасту не может посещать уполномоченного по делам православной церкви по тому или иному вопросу. По вопросам, требующим необходимой согласованности с ним, приходилось бывать у него. Одним из вопросов, поставленных перед ним, был вопрос, вытекающий из циркулярного письма Совета от 30.1.1947 года.

На вопрос, как он соображает насчет возможности прекращения сборов средств среди верующих на патриотические цели в церквах — епископ, долго не думая, ответил: «Наша Советская Родина во многом нуждается. Если мы прекратим сборы — то может попасть свыше и мне, и Вам».

При втором собеседовании епископ ответил: «Да, я имею теперь указания насчет этого от Патриархии. Об этом я и раньше и не думал, как же Вы предугадали. Будет дано распоряжение приходам о прекращении сборов среди верующих на патриотические цели, поскольку есть указания Патриархии».

Как епископ, так и благочинные округов каких-либо принципиальных вопросов, требующих разрешения правительственных органов, не выдвигали. За последнее время ими обсуждается вопрос о возможности организации в пределах Чувашской республики свечной мастерской. Действующие церкви приобретают для своих надобностей свечи со стороны, у частных лиц по разным ценам и качествам. Упорядочить производство свечей в организованной мастерской, конечно, было бы необходимым и целесообразным. Возможности на это в Чувашии имеются. В этом смысле и дан был им ответ.

Епископ неоднократно обращался к уполномоченному за содействием в постановке ему на квартире телефонного аппарата. Он жалуется на Управление связи, каковое до сего времени не может, а вернее всего, не хочет поставить ему телефон, ссылаясь на ряд технических недостатков. В этом деле ему трудно пока что оказать содействие, поскольку в городе не хватает точек для советских учреждений.

(..) Ходоками по вопросу открытия церкви в том или ином населенном пункте преимущественно являются лица пожилого возраста, как женщины, так и мужчины, имевшие прежде какое-либо отношение к церкви (члены церковного совета, певчие, быв. монахини и т.п.). Из числа молодых нужно отметить бывшего слушателя Московских богословских курсов Кавказова, происходящего из Советского района. Перестав по каким-то причинам учиться, он заделался уполномоченным группы верующих по вопросу открытия церкви в с. Шумшеваши Советского района. Вопрос об открытии церкви в с. Шумшеваши до прошлого года никем не поднимался. Надо полагать, что Кавказов заинтересован не только для себя лично, но и для отца, каковой, по его словам, раньше имел отношение к церкви.

Среди посетителей бывали лица, каковые под видом блюстителя порядка и законности в церкви ставили вопрос перед уполномоченным о производстве перевыборов церковных исполнительных органов, о смене церковного старосты и т.п.

Им давались разъяснения, вытекающие из Положения об управлении русской православной церкви.

Приходили также по вопросам порядка открытия церкви или молитвенного дома. Представитель с. Ярославка Сундырского района ставил вопрос о возможности открытия молитвенного дома в данном селении в связи с необходимостью установить там маленькую икону с изображением Николая Чудотворца. Эта икона, по его словам, «маленькая, всего с чернильницу и сделана из камня». (..) Эта икона, по преданиям, найдена в лесном озере каким-то неизвестным слепым. На этот счет составлена была книжечка, но она увезена на ознакомление в Москву. Открыть молитвенный дом верующие хотят именно тут, при этом условии, чтобы там была эта иконка, чтимая как чувашами, так и марийцами.

(..) Следует отметить жалобу настоятеля церкви г. Алатыря Решетникова. Он обижен, что его же коллега — диакон Тарентинов, получающий такой же доход, обложен ниже двух сослуживцев: «<Месячную> надбавку, исчисление налога на 1946 год, а также аванс (..) 1947 г., предъявленный нам горфо считаем неправильным и никак документально не обоснованным. Все расчеты Горфинотделом построены на почве личных счетов, которые в настоящее время находятся под следствием, и диакона Тарентинова, который имеет благосклонное отношение старшего инспектора Алатырского Горфо (..) (об этом Тарентинов сам хвалился перед нами, говоря, что вы не умеете жить, нужно погулять с инспектором, пропить с ним тысчонки полторы или две, и все будет в порядке). Означенные слова Тарентинова всецело подтвердились, нам был предъявлен аванс на 8946 руб., и оказалось, что ему все-таки налог начислен на 8 тысяч меньше нашего, тогда как доходность он получает наравне с нами, что подтверждается его подписью».

На вопрос: «Обжаловали ли Вы действия ст. инспектора горфо» он ответил: «Корова с волком как не тягалась и без шкуры осталась».

(..) Фактов открытого вмешательства во внутрицерковную жизнь со стороны представителей советских органов не замечено. Однако, из-за незнания инструкций, на местах должностные лица допускают ряд ненужных поступков. Некоторые председатели сельских советов (..) стараются участвовать на общих собраниях верующих (как представители местной власти) и находят нужным вносить свои предложения о составе церковного совета и т.п.

Имеются недопонимания в вопросах взаимоотношения церкви с государством и со стороны отдельных представителей районных учреждений. Так, например, инспектор-ревизор Ишлейского райфо Крыльцов не может примириться с мыслью, что церковь, как отделенная от государства, — по положению сама должна заниматься внутрицерковной жизнью, финансами и хозяйством. По его убеждению, это неверно — когда церковные кассы и вообще финансовую деятельность церкви ревизуют малоопытные и малограмотные члены ревизионных комиссий, а не ревизоры финорганов.

(..) По характеристике епархиального архиерея, благочинных и служителей церкви с положением и деятельностью церквей в Чувашской епархии обстоит не так-то благополучно. В отдельных приходах наблюдается ряд неполадков, происходящих главным образом из-за недостаточного поведения служителей культа, членов исполнительных органов и т.п.

Эти неполадки в основном сводятся к борьбе «за доходное» место. Епископ Иларий выразился так: «Я иногда устаю отвечать на запросы по жалобам, направляемым Патриархией. Иногда приходится отвечать за какого-нибудь проходимца священника или старосту-<разврат>ника. Надо бы покрепче держать дисциплину среди церковников, чтобы меньше было канители».

Отношение верующих к духовенству в общем почтительное, в особенности к тем, кто давно им знаком по своей безупречной службе. Верующие и церковный актив с должным удовлетворением встретили награждение медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне за 1941-45 гг.» отличившихся своей патриотической деятельностью в период отечественной войны.

(..) Некоторое примиренческое отношение верующие проявляют к священникам, которые своим поведением нарушают бытовые требования (двоеженство, выпивки и т.п.).

Имеются факты и отрицательного отношения к духовенству со стороны их же противников — церковников, отстраненных от занимаемых должностей.

В адрес епископа поступило стихотворение — пасквиль:

Песнь о попе Михаиле и его прихвостнях.

В нашей церкви рад, не рад

Ты увидишь целый ад.

Вот Михаил с толстым брюхом

Зверским взглядом, смрадным духом.

К службе он отлично рьяный,

На ногах, но вечно пьяный,

Брюхо толстое пасет

Фарисейский вид несет.

Гласом к небу он взывает,

Всех смиренно призывает

Православных христиан

Набивать ему карман.

Из столицы возвратился,

Зол как черт, иль сатана.

На совет свой устремился

Не мила ему страна.

Знать закона не желает,

Лишь карманы набивает,

Ревизоров разогнал,

Всех неграмотных призвал.

Дело в шляпе, книги в руки,

Сам прошел он все науки,

Все на свете он познал,

Всех нахальством побеждал.

Сатана в поповской рясе,

Прожирел весь в диком мясе,

Вид актерский приобрел,

Всех с ума старух он свел.

……………………………………….

Чтоб закончить восхваленье,

Пустим слезы умиленья,

Архирею пожелать

Сны медовые видать.

(..) Отношение священников и церковного актива к управляющему епархией можно считать довольно почтительным.

Некоторые служители культа, обиженные его действием, говорят: «Наш владыко слишком стар, чтобы управлять епархией. Он часто забывает о чем говорит, и только всем ворочает его управделами Логинов» (настоятель Чебоксарского собора). Некоторые высказывают свое сожаление, что при епископе нет коллегиального управления.

Епархия Журнал Московской Патриархии выписывает по 1 экз. на каждый приход. Каких-либо наценок, кроме почтовых расходов, не делается. Письменных обращений к верующим епископ не посылал и не посылает. Священники не все выступают с проповедями. Некоторые сознаются, что могут допустить политическую ошибку по своей неосторожности.

Вообще же священники в церквах выступают с проповедями на выбранные ими темы, преимущественно из преданий ветхого и нового заветов.

Доходность приходов и духовенства зависит от местонахождения церкви, религиозности и материального состояния прихожан.

В епархии наиболее доходными приходами являются городские церкви, где служба ведется ежедневно и имеются хорошо организованные хоры певчих (г. Чебоксары, г. Канаш и Алатырь).

(..) Церковники по своему мнению полагают наличие «разлагательной работы» со стороны бродячих монахов, сектантов и т.п.

В общем посещаемость церквей в большие праздники в зимне-весенний период бывает высокой. Это особенно показательно было в пасхальные дни нынешнего года.

(..) Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров Чув. АССР

(С. Шумилов)».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: