Наша церковная жизнь — диаметральная противоположность учению апостола Павла

28 февраля 2020 священник Иоанн Подмосковный

Почему «Ахилла»? Потому что здесь очень хорошая связь с редакцией, знаю, что всегда опубликуют материал, причем анонимно. А еще точно знаю, что церковное начальство его читает.

Я плохо пишу, поэтому уж простите.

Мысли написать статью были и раньше, но сейчас подтолкнула вот эта публикация: Затянувшийся исход: Церковь в постсоветское время.

С одной стороны, упор на Евхаристическую экклезиологию — это хорошо, но с другой… В разговорах о церковных преобразованиях мы пытаемся почистить фасад, освободить его от вековой штукатурки и верим, что после этого Тело Христово засияет как в первый раз.

На мой взгляд, это не совсем так. Внешние изменения нужны, но они не помогут без внутренних концептуальных перемен. Я не трогаю ортодоксию как таковую, можно о ней спорить, но это вопрос не ко мне. А что действительно требует возращения к истокам — так это взгляд на спасение.

Эти размышления были навеяны прочтением одной книги — комментариев к посланиям апостола Павла, автор православный. И… если внимательно прочитать, то открывается нечто, что заставляет чесать в затылке от нынешней церковной реальности. Если совсем в двух словах, то наша церковная жизнь — это диаметральная противоположность учению апостола Павла.

Мы читаем в храмах лишь отрывки апостольских посланий. Если для Евангелия это приемлемая форма, то мысль в посланиях у апостола Павла может разворачиваться на целые главы, и зачала порой сильно вырываются из контекста. Как пример — чтение на праздник апостолам: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (Кор. 4.10). К чему этот текст вообще? А у нас ирония апостола преподносится на вполне серьезных щах. И потом — кто с ходу может объяснить содержание апостольского чтения на Литургии? И вот парадокс жизни — мы читаем почти каждый день послания апостола Павла, ничего не понимаем и делаем все ровно наоборот.

Со времен монашества у нас в сознание укрепился стереотип, что для спасения человек должен потрудиться, принести подвиг. Сделать спасение себе сам. Иначе зачем нужны все эти подвиги преподобных отцов? Католики тут ушли дальше, у них появились сверхдолжные заслуги святых, индульгенция и чистилище. У нас чуть проще — соработничество Богу, человек что-то делает, а Бог его за это спасет. В итоге у нас очень унылая картина — люди годами ходят в храм, годами исповедуются в одном и том же, и годами подвержены одним и тем же страстям. Но есть масса аскетической литературы, где страсти можно победить, очиститься и стать святым. Только мы забываем тут два факта:

  1. по пособиям для олимпийских чемпионов никто в здравом уме зарядкой не занимается;
  2. настоящая аскетика действительно дает результаты, только не стоит забывать, что она универсальна и внерелигиозна. Даже у ярого атеиста через пару лет усиленной аскезы пойдут видения.

Человек в обычной жизни почти не меняется, это следует признать как факт. Но этот факт мы не хотим замечать, отсюда унылые лица прихожан, у которых «духовная жизнь» стоит на месте.

А что нам предлагает апостол Павел? Совсем другую концепцию! «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2.16). И да, я знаю, как этот момент у нас обычно истолковывается, вспоминаем сразу евреев и их закон, а к нам эти слова ну совсем никаким боком. В том-то и дело, что Новый Завет универсален во все времена, он имеет непреходящее значение. И дела закона у нас — они повсюду! Как поставить свечку, как правильно поститься, какое прочитать правило? Со стороны это выглядит унылой системой запретов, оттого и молодежь бежит из Церкви.

Далее: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2. 8-9). Спасение — это дар Христа нам, верующим в Него. Наш адекватный ответ на этот дар может быть только один — вера в Него. И все это для того, чтобы никто не мог хвалиться тем, что он что-то сделал сам. Вот где истинное смирение.

Да, есть классика нашей жизни: «Вера без дел мертва» (Иак. 2.20). Только там есть контекст: дела милосердия — это дела веры, а не благочестивое отношение к святой воде.

Да, можно сказать, что я вырываю цитату из контекста, только о чем идет речь в Евангелие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16.16) Ну нет тут в условиях спасения чтения 20-ти акафистов и преодоления чревоугодия!

Дальше еще интереснее: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5.24). То есть какая-то категория людей воскреснет и не пойдет на страшный суд?! Может, это старцы какие-то? Да нет же — это те, кто слушают слова Иисуса и веруют в пославшего Его Отца. Все просто, но и эти слова мы просто не замечаем.

Да, в итоге все это очень напоминает протестантизм, где идет речь о спасение только через веру. Я это знаю. Но из Писания слова не выкинешь, а вот перетолковать отцы-монахи могут так, как им удобно. В итоге появляется профессор А.И. Осипов, который нелепо пытается что-то рассказать о всеобщем спасении, хотя доказательства спасения всех христиан лежат на поверхности.

К чему все эти мысли? Монашество сильно изменило формат христианства, об этом напишу чуть позже. Формат, который был принят в итоге Церковью беспрекословно. Это концепция того, что спасение человек зарабатывает себе сам, через аскетические труды, борьбу со страстями и самокопание на исповеди. Роль Христа в таком подходе ничтожна, Он, по сути, и не особо нужен, аскет-подвижник всего добьется сам. Но если перенести это понимание на обычную мирскую жизнь, то в нее вторгается беспросветное уныние от того, что мы ничего сделать не можем, что перспектив на жизнь вечную у нас мало. Оставим монахам их занятия, но нам, здесь в миру, очень нужен именно позитив в отношение веры, Христа и спасения. Может быть, тогда и реформа фасада Церкви будет продуктивнее.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: