Несвятой скит: журналисты «Проекта» побывали в Чихачево
28 октября 2020 Ахилла
«Проект.медиа» публикует сегодня большой материал, посвященный РПЦ. Есть там и глава про чихачевского гуру. «Ахилла» помог журналистам «Проекта» связаться с героиней наших материалов, которая вызволяла маму из секты Иоанникия.
Несвятой скит
Схиигумен Сергий Романов, фактически устроивший в своем монастыре секту, стал интересен церковным властям только когда прямо пошел против них. В других случаях РПЦ может десятилетиями не трогать безумных проповедников, презревших законы общества.
В деревне Чихачево, что в двух часах езды от Иваново, молитвы передают даже по FM-волнам. На домах и столбах в деревне тоже установлены динамики, круглосуточно транслирующие молитвы. В Чихачево стоит Свято-Никольская церковь, настоятелем которой с конца 70-х годов служит 78-летний схиархимандрит Иван Ефименко, среди паствы известный как старец Иоанникий. Поездки к старцу были популярны среди воцерковленных людей: несколько раз в неделю микроавтобусы различных паломнических служб везли к старцу паломников из Москвы, Тольятти, Владимира, Чебоксар, Костромы, Иваново и других городов. Для некоторых паломников это поездка в одну сторону — осенью 2020 года о загадочных событиях в Чихачево впервые рассказал независимый портал о жизни РПЦ «Ахилла». Оказалось, что родственники верующих уже годами жалуются на то, что их близкие, бросая все, присоединяются к общине Иоанникия.
Молитва и сбор денег — за соборование, отчитки и другие «услуги», например, за «годовую молитву на аборт» — начинаются еще в автобусе, которым в сентябре 2020 года из Москвы в Чихачево отправились двое корреспондентов «Проекта». В три часа ночи в Чихачево начинается литургия. К началу службы в храме на тонких матрасах спят «трудники» — верующие, оставшиеся в «скиту Иоанникия».
На самом деле никакого скита или монастыря в Чихачево никогда не было, говорит пресс-секретарь Кинешемской епархии РПЦ Андрей Ефанов, — а есть только приход, вокруг которого сложилась «неблагоприятная атмосфера», и настоятель которого «впал в прелесть», что в церковном лексиконе практически соответствует безумию. Однако власть Иоанникия в Чихачево годами была абсолютной — и духовная, и земная. Корреспонденты «Проекта» обнаружили в скиту шесть тракторов, девять больших рефрижераторов, собственный промышленный электрогенератор, внушительные запасы сена и дров, птичник, коровник и свинарник, скотина в которых выращивается для последующей продажи мяса на сторону.
Практически все в небольшой деревне и леса вокруг нее — а это площадь около 145 гектаров — принадлежит Иоанникию. Собственником почти всех домов в Чихачево Иоанникий стал уже к 2010 году. В его домах живут «монахи» и «трудники», которые обеспечивают общину едой.
Некоторые трудники работали на благо скита вообще не в Чихачево — их селили в чьей-то квартире в Нижнем Новгороде. В городе они бесплатно работали на мясокомбинате — делали из чихачевской свинины тушенку.
В Нижнем Новгороде у Иоанникия есть квартира. Ему же принадлежит почти 100-метровая квартира в центре Москвы — на Большой Грузинской улице — она отошла старцу в 2007 году. Сосед женщин, продавших Иоанникию квартиру, рассказал корреспонденту «Проекта», что те стали увлекаться православием и уехали «жить в монастырь». Потом они продали квартиру, и на лестничной клетке несколько раз появлялся «человек в рясе».
По сану Иоанникий принял схиму — высший обет монашеского аскетизма, что не помешало ему стать чихачевским лендлордом. В добавление ко всей описанной недвижимости и большому автопарку, в 2008 году старец обзавелся еще и дачей в Наро-Фоминске — ее продали ему те же прихожанки, что отказались от квартиры в Москве.
Осевшие в Чихачево «трудники» обеспечивают обитель и деньгами. Однажды жительница Ивановской области Галина Соловьева, бросившая родню и переехавшая в скит два года назад, позвонила дочери Ирине с просьбой продать свои вещи ради погашения чихачевских долгов за электричество. Дочь отказалась. Позже она узнала, что накопления матери бесследно исчезли. «Они там говорят — вам ничего не нужно, продавайте все, скоро война», — пересказывает Ирина разговоры с матерью.
«Проект» нашел еще двух женщин, чьи родственники трудничали в Чихачево, не выходя на связь с семьей и отказываясь возвращаться домой. По словам пресс-секретаря Кинешемской епархии, количество жалоб от родственников в последние годы идет на десятки. В октябре этого года депутат Госдумы Евгений Марченко попросил Следственный комитет и Генпрокуратуру проверить деятельность Иоанникия. После этого и епархия наконец впервые сообщила, что начала расследование происходящего в деревне и в первый раз назвала Чихачево «сектой». Следственный комитет вскоре начал расследование, а мать Соловьевой вернулась домой.
23 октября Ефименко наконец запретили в служении и отправили под епархиальный суд, в храм назначили нового настоятеля. Иоанникий заявил приехавшей комиссии, что ее действия законными не считает. В Чихачево есть и второй храм, недавно построенный соратниками Иоанникия. Власти над ним РПЦ уже не имеет.
— Блудила всю жизнь! — этой фразой старец по очереди встретил двух корреспонденток «Проекта», пришедших в сентябре в его келью на разговор. На беседу со старцем приходили почти все приезжавшие в скит верующие. Обе журналистки получили на свои вопросы одинаковый ответ: в своих жизненных бедах виноваты сами. «Сама себя удовлетворяла, секс глядела по телевизору, ложилась на мужика, в руки брала, целовала, мясо с мясом ела по средам, по пятницам, по постам — помнишь?» — скороговоркой спрашивал старец.
Такие же «пророчества» вспоминают как минимум еще двое посещавших старца. Некоторые паломники, приехавшие в Чихачево вместе с журналистами, выходили от старца в слезах.
Иллюстрация: proekt.media
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)