Новый год я начинаю, зная, что теперь «с нами Бог»!
21 декабря 2017 Любовь Загорулько
Декабрьская суета на работе: подарки, открытки, корпоративные поздравления. Спорим: надо ли писать в поздравлении местному архиерею «С наступающим Новым годом и Рождеством!» Разве он отмечает Новый год 1 января? Тогда следует написать только с «Рождеством Христовым!». Правда, до Рождества еще больше трех недель…
С этими праздниками вообще беда: церковное новолетие вроде бы 1 (14) сентября, Новый год по гражданскому календарю 1(14) января, но новогодние молебны служат почему-то 1 января, который по церковному календарю — непримечательный день 19 декабря.
С Рождеством тоже не все гладко: оно вроде бы 7 января, а впрочем, нет, 25 декабря, так что в зачитываемых посланиях Патриарха в конце вообще пишут: «20… прошлый/будущий год». Обозначение озадачивает не меньше, чем «платформа 9 ¾».
У племянницы с каждым годом усиливается «шизофрения»: в школе полным ходом подготовка к ёлке, одноклассники зовут в театр 4 января, а дома скандалы: сейчас пост и праздновать будем только после Рождества! Печально будет, если Рождество так и останется у нее в памяти неразрывно связанным с ежегодными слезами.
Впрочем, взрослым не легче: можно, конечно, отказаться от корпоративов и отсидеться дома все дни новогоднего безумия. Можно постное меню поизучать для новогоднего стола. Но пока все поздравляют, зовут пообщаться, подарки дарят, вкусности непостные приносят, ты тут со своей календарной путаницей. И не знаешь, какой радостью поделиться: оно, конечно, скоро «зимняя Пасха», но праздновать пока нельзя, а вот после 7 января — праздник, но всем уже не особо интересно твое рождественское ликование – скоро на работу.
Не понимаю, почему бы не перейти на нормальный календарь?
Я знаю возмущенные аргументы, что не надо потакать греховным слабостям! Дескать, переноса хотят те, кому Новый год охота поотмечать с размахом. Те, кто хотят комфортно чувствовать себя в «мире сем».
Лично у меня отношение к Новому году безразличное. В детстве, когда закладывается волшебное восприятие этого праздника, в моей семье Новый год не отмечали никак. Не из религиозных, а из экономических соображений. Нищета была такая, что не только на ёлки-подарки-оливье, но даже на хлеб деньги приходилось искать, рыская по рынку: вдруг кто потерял рублик. А когда жить стало полегче, уже сложилось стойкое убеждение, что 1 января можно спокойно проводить как любой день года, а салаты-салюты игнорировать. Так что перенос Рождества меня интересует вовсе не потому, что я хочу наесться и натанцеваться без оглядки на пост.
Но, по-моему, это было бы разумнее с точки зрения проповеди Христа.
Вспомним общепринятую историю переноса празднования Рождества на 25 декабря – замещение праздника в честь бога-солнца в период зимнего солнцестояния. Замещение осознанное, ведь по логике тогдашнего христианства нужно было христианизировать все в этом мире. Потому язычникам можно было сказать: ребята, вы поклоняетесь богу-солнцу, чувствуете, что без солнца не жизнь? А мы вам про Солнце всех солнц можем рассказать, вот без Него точно жизни нет! Бросайте свои языческие праздники, посмотрите какое ликование души у нас! Я утрирую, но методика понятная: опора на религиозное искание язычников и объяснение им Истины.
Что же получается у нас? Рождество в современном мире не может стать полной заменой Нового года. Все-таки психологически Новый год — подведение итогов, новые надежды – потребен человеку. А Рождество — оно еще и про другое. Не ежегодные итоги, а уникальное: Бог пришел к нам и стал человеком.
Так почему бы не вернуть Рождество на положенное ему место 25 декабря по нормальному календарю (кстати, поближе к тому самому зимнему солнцестоянию, а не через полмесяца после него)?
А сознательные христиане разобрались бы сами, как им отмечать Новый год – напиваться, закусывая оливьешкой, под советские песни или тихо пойти спать и сходить в храм 1 января. Да, именно 1 января, когда психологически произошел переход через рубеж года. Но переход этот в новом настроении, потому что в день Рождества (неделю назад, 25 декабря) люди по-новому взглянули на жизнь (Бог пришел к нам, мир изменился!) и сами хотят начать новый год с изменённым мировоззрением.
И еще, по поводу потакания греховным слабостям.
Греховные они для нас, которые под «законом» и Типиконом. А для большей части людей, которые не являются христианами? Да-да, я понимаю, что крещеных у нас большинство в стране, но давайте будем честными и станем относить к христианам только людей верующих и осознающих, в Кого они верят. Для остальных это не греховная слабость в пост. Для них это проявление потребности праздновать, тяга к внеземному, надежда на что-то хорошее. Может быть, в ответ на их тягу лучше было бы не вставать в горделиво-конфликтную позу: «я в ваших праздниках не участвую, у меня пост!», а делиться радостью и говорить: а у меня уже двойной праздник – Новый год я начинаю, зная, что теперь «с нами Бог»!