Нужна ли такая «симфония»?
7 декабря 2022 Вадим Якунин
Автор — доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук РФ.
Современные отношения между российским государством и Русской православной церковью представляются для большинства высших церковных и светских руководителей, и даже частью близких к РПЦ ученых, некоей «симфонией властей» (когда светская и церковная власти в идеале находятся в состоянии согласия), которая, по мнению представителей самой же РПЦ, «предполагает предоставление Церкви и верующим условий для свободной церковной жизни, ведущей верующих к вечному спасению». Патриарх Кирилл говорит о такой «симфонии» как своем ви́дении идеальных отношений между Церковью и государством, которые, якобы, родились в первом тысячелетии в Византии.
На самом деле, утверждение о некой симфонии государства и церкви в прошлом, а тем более, в наше время, является ничем не обоснованным мифом. В истории Византии и России государственная власть всегда господствовала над церковной иерархией, вмешивалась в назначения архиереев, в синодальный период это только наиболее четко проявилось. И церковная, и светская власти считали, за редким исключением, такое положение в порядке вещей.
Святейший Синод не только поддержал февральскую революцию как свершившийся факт, но и привел православную паству к присяге на верность Временному правительству. Только на местах были выступления отдельных представителей духовенства в поддержку свергнутой монархии. Например, епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников). Но ни одна из мер по поддержке или трона, или самого института монархии, или арестованной царской семьи Святейшим Синодом предпринята не была.
Советский период не явился исключением, светская власть продолжала вмешиваться во внутрицерковные отношения, назначения не только церковных иерархов, но даже настоятелей храмов приходилось согласовывать у государства через институт уполномоченных по делам религий. Неугодных государству архиереев церковная власть смещала со своих кафедр, а лояльных — ставила на высшие посты.
Нынешние государственно-церковные отношения можно охарактеризовать как полное подчинение церковной структуры государственным интересам, прежде всего идеологическим. Но государству незачем теперь контролировать назначения епископов, благодаря церковной власти, ни один критически относящийся к современной российской действительности клирик не будет выдвинут на высшие церковные посты, а во многих случаях, подвергнется порицанию начальства. То есть о «симфонии властей» в такой ситуации говорить не приходится. Церковь зависит от государственного финансирования, и даже не столько прямого, сколько аффилированного, через лояльные столичным и местным властям бизнес-структуры и фонды.
Интересную статистику в связи с этим приводят социологи в монографии «Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства». В ней говорится о падении доверия москвичей к РПЦ как к социальному институту не только у тех, кто индифферентно относится к религии, но и у верующих. В 2015 году 55% жителей столицы доверяли церкви, а в 2021-м — только 28%. За семь лет этот показатель среди верующих снизился с 72% до 43%, среди неверующих — с 15% до 5%. Статистика также показывает, что только 15% россиян считают, что религия играет важную роль в их жизни.
Цифры показывают, что доверие к РПЦ и уровень религиозности среди православных верующих снижается на протяжении последних лет. Особенно сильно — среди молодежи. Но значительная часть молодежи не уходит в научный атеизм, а перемещается в восточные практики и разного рода «нетрадиционные» течения. Это показывает исследование Института демографических исследований ИС РАН («Мир науки. Социология, филология, культурология», № 3, 2022). Они опрашивали молодых коренных москвичей в 2021 году. Краткие результаты:
— В условиях новой реальности, начиная с конца 2020 года, ознаменовавшегося появлением и быстрым распространением новой коронавирусной инфекции, вводом ограничений, нестабильной экономической обстановкой, возрос интерес среди молодежи до 30 лет к «нетрадиционным», восточным религиям и мистическим учениям. Если в 2020 году интересовавшихся такими воззрениями среди коренных москвичей до 30 лет было 37%, то в 2021 году этот показатель увеличился на 11%, до 48% (т.е. половина московской молодежи участвует в этом).
— Наибольший интерес среди коренных москвичей вызывают учения, позволяющие предсказать судьбу человека (астрология — 25% и нумерология — 19%), а также духовные практики индуизма (йога и медитация — 21%).
— Неоязычество и другие восточные практики «исповедуют» по 12% молодых москвичей, различные направления буддизма — 13%. Есть даже 4% респондентов, увлекающихся уфологией.
— «Практикующие» альтернативные учения более толерантны к представителям других этносов и конфессий, они более образованы, более активны в своих жизненных позициях, имеют большую осведомленность о политической обстановке, меньше доверяют органам власти. Наименьшим уровнем доверия в группах «практикующие» пользуются: президент РФ, мэр Москвы, правительство РФ, государственная Дума, полиция, РПЦ, религиозные организации (до 20%).
С такими данными можно сделать вывод, что формальные религиозные институты все менее пригодны в качестве инструмента контроля над настроениями масс. Ученые констатируют, что доверие к РПЦ падает вместе со снижением доверия государству, а любые попытки повлиять на мнения людей воспринимаются как удовлетворение интересов политических элит. Похожая ситуация кризиса доверия наблюдалась перед 1917 г. Сегодня, как и накануне 1917 г., РПЦ стала одним из полностью системных институтов, транслирующим официальную позицию власти.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: