О боевых православных магах

4 февраля 2025 Артем Палаш

Это, если не знали, главный военный священник РПЦ протоиерей Дмитрий Василенков. Я его помню по Петербургской семинарии, он приходил рассказывать нам, зеленым семинаристам, про окормление военных, духовную брань, последствия греха мата на фронте, личный опыт в горячих точках и т.д. Так вот, недавно он отчитался п̶е̶р̶е̶д ̶Б̶о̶г̶о̶м перед российскими чиновниками с трибуны Госдумы о результатах работы на ниве духовного, так сказать, окормления российских солдат. А точнее, не столько даже солдат, сколько таких же зеленых, ничему толком не обученных, срочников.

Если кратко, то около 700 срочников, покинувших в августе свои позиции в Курской области, удалось вернуть на фронт после общения с «военными священниками»:

«За два дня 700 срочников, покинувших позиции, после работы (два дня работы с нашими священниками), из них 46 отказников, вдруг все как один отказались убегать и сказали: „Верните нас на фронт, мы будем драться до конца“. Наши воины прекратили отступление и пошли вперед», — рассказал Василенков. По его словам, на фронте существует огромнейшая потребность в военном духовенстве, а «российские воины чувствуют силу Божью в своих сердцах».

Да, потребность в «боевых магах» на фронте всегда в нашей стране усиливается, когда там, на фронте, дела у государственного начальства начинают идти из рук вон плохо. Кстати, не только на фронте. Возобновилась практика и по хозяйственным делам отсылать «по магическому ведомству» в православные храмы (погуглите недавнее заявление главы Минсельхоза Оксаны Лут о проблемах с посевом озимых).

И это не ново. То же самое было, например, во время Первой мировой войны. Правда, тогда случалось в порядке чуда, что раздавался хотя бы один громкий голос настоящего христианского пастыря, как это было со священником Спиридоном Кисляковым, который публично покаялся перед Богом, людьми и Церковью за то, что обманывал солдат, вкладывая им в рот тело и кровь Христовы и благословляя затем именем Божиим убивать тех, кого Бог учил почему-то не убивать, а любить (Мф. 5:44-48). Так и озаглавил книгу: «Исповедь священника перед Церковью».

Разные бывают православные священники на Руси. У кого-то исповедь перед Церковью, у кого-то доклады перед государством. А и там священник вроде, и тут. И там о войне российского государства и роли христианского вроде бы пастыря в таких обстоятельствах, и тут.

Не понимал, видимо, геополитического контекста, государственных интересов и всего такого архимандрит Спиридон.

Да и Христос не понимал. Вечно Он этого не понимает, сложности политической ситуации и важности исторического момента. То под казнь Римского государства Себя подведет в таком сложном, так сказать, регионе, как провинция богохранимой Иудеи в составе языческой Римской империи. То ученикам Своим расскажет, что их будут вести к земным правителям и царям за Него, для свидетельства перед государственными чиновниками и язычниками (Мф 10:18).

А святые русские воины всегда и во все времена существования отечества нашего, как батюшка Дмитрий в очередной раз и подтвердил, чувствовали в сердцах «силу божью». Если им об этом «военные священники» вовремя напоминали, надо думать, а то ведь и не почувствовать могут!.. Что до «силы божьей», то речь здесь идет, надо полагать, о боге войны Марсе, или скандинавском боге войны и победы Одине, не знаю. Это у батюшки Дмитрия нужно уточнять, какому реально он богу-то служит?

Может, какому-то русскому церковно-государственному богу? Давно вынашиваю конспирологическую теорию о том, что у русских наших православных «патриотов» какая-то особая версия Евангелия имеется, в особой русской редакции. И в ней везде, где в оригинале говорится о Царствии Божием, стоит Святая Русь или просто земное Отечество; где Царь Небесный — там царь земной; где ближний — там русский. Где любить врагов — там убить врагов. За други своя, так сказать, душу полагать, убивая чужих. На то они и чужие.

Русский Христос так ведь и говорил: если вы не приветствуете всем сердцем только братьев ваших по крови, то что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники, и другие народы? (Мф. 5:47) Вот и любите русских всем сердцем, всей душой своей и всем помышлением своим, а врагов России «сокрушайте» (как святитель Филарет Дроздов вам заповедь обновленную, поверх старой, для этих дел и оставил).

Я даже набросал недавно гипотетический черновой отрывок из такого тщательно, видимо, скрываемого «Евангелия от Ивана»:

«В начале было слово, и слово было убого, и слово было война. Она была изначально убога. Все через нее начало быть и за нее начали бить, и без нее ничто не начало быть, за что так начали бить. В ней была смерть, и смерть была свет русских человеков. И слово то стало плотью, и обитало с нами…»

«Спас» включите, особенно программы с Борисом Корчевниковым, там узнаете продолжение этого «евангелия».

Не зря государство на особом положении православных клириков держит, нарушая на практике слова Конституции РФ о светском государстве, свободе совести и нейтральном статусе всех религиозных организаций в стране. Не зря налоговое бремя сняло, не зря всячески с клиром обнимается, целуется и под какофоническую «симфонию церкви и государства» неуклюже вытанцовывает.

«За два дня 700 срочников, покинувших позиции, после работы (два дня работы с нашими священниками)… вдруг все как один…»

Что сказать?.. Сущность такой работы христианских по виду, православных священников в богоспасаемом нашем отечестве давно точно и по существу обозначили до меня: «крещеные политруки» и «пропагандисты в рясе». Известный в церковных кругах (и не только) протоиерей Андрей Ткачев ровно тем же сейчас с амвона московского храма и занимается, на месте изгнанного оттуда и вообще из РПЦ настоящего христианского пастыря, протоиерея Алексия Уминского. Развращает души и умы вверенных ему от Бога прихожан, накачивая их человеконенавистнической идеологией под видом якобы «не взирающей на лица» проповеди слова Божьего. «Слепые вожди слепых»… (Мф. 15:14)

Как там у Маяковского?

«Товарищ Ленин (вставить актуальную фамилию),

                         я вам докладываю

не по службе,

                     а по душе.

Товарищ Ленин (вставить, опять же, фамилию),

                        работа адовая

будет

         сделана

                      и делается уже.

Освящаем,

                 посылаем нищь и óголь…»

Последнюю строчку подправил, актуализировал.

А так, да, работа действительно адовая, не Божья. Божья — миротворческая, когда человек бескорыстно встает между двумя противоборствующими сторонами и пытается восстановить между людьми мир. Таких Бог называет Своими сыновьями, потому что они подобны Ему (Мф. 5:9).

Причем сам протоиерей Дмитрий Василенков, я это знаю, — хороший и крепкий мужик, искренний, по-настоящему верующий и самоотверженно служащий.

Национальные или националистические военно-патриотические традиции русского православия извращают души и мозги искренних и хороших людей, к сожалению.

Как говорил один коуч: лезть по лестнице вверх, конечно, хорошо; только сперва следует убедиться, что лестница приставлена к той стене.

Почему, спрашиваю я себя и вас, не делается совершенно необходимая богословская работа по ревизии этих националистических и милитаристских «учений человеческих» (Мф. 15:3-9) внутри православной христианской традиции, хотя бы в ее русском поместном изводе? Где работа по их критической переоценке с заделом на покаяние и отказ от чуждого и прямо противного христианству уродливого нароста, опухоли на теле Церкви? Мне лично непонятно. Разве что диакон Андрей Кураев что-то, кажется, пишет, но этого же недостаточно.

Русская православная церковь под землю никуда не провалится. И сама собой не исправится. В том или ином виде останется с нами. Верующие мамы в храмы своих детишек будут водить, проповеди разные слушать. В чатиках в Ватсапе пересылать. Какие проповеди? О чем?..