О плохом функционировании православных трудовых коллективов
8 марта 2018 Александр Скоробогатов
Как отмечают беспристрастные наблюдатели, трудовые коллективы, состоящие из православных людей, отличаются более низкой экономической результативностью и менее здоровой внутренней атмосферой по сравнению с чисто светскими трудовыми коллективами. Налицо парадокс: сообщество, объединенной такой скрепой, как общая вера, отличается худшими координацией и мотивацией, а также меньшей способностью обеспечивать гармонию в отношениях между людьми.
Что следует понимать под гармонией в коллективе в смысле как человеческих отношений, так и надлежащих координации и стимулов? Прежде всего, такую структуру сообщества, которая бы поощряла хорошее поведение во всех его значениях и наказывала поведение плохое. Православная вера должна была бы стимулировать людей вести себя достойным образом, но этого не происходит. В качестве причины я склонен видеть ту двусмысленность в отношениях людей в православных коллективах, которая является следствием нравственной высоты христианства. Его главной заповедью является любовь: «по тому узнают все, что вы Мои ученики…». Следование этой заповеди побуждает многих, но не всех, «не искать своего», «не мыслить зла», «все покрывать, всему верить, всегда надеяться» и т. д., то есть, по меньшей мере, снисходительно относиться к чужим слабостям. Безусловно, что некоторые, действительно так поступают, но, к сожалению, не все. У тех, кто этому идеалу не следует, а поступает, как традиционный экономический человек, склонный к оппортунизму, благодаря христианскому поведению их «собратьев по вере», появляется возможность эксплуатировать их добродетели.
Все это приводит к нарушению координации и плохим стимулам, потому что плохое — и, соответственно, хорошее — поведение не получают надлежащего воздаяния. Готовность одних прощать позволяет другим безнаказанно эксплуатировать этих прощающих кротких овец. Яркий пример всего этого являют различные церковные начальники, как в сане, так и без него. Будучи облечены властью в церкви, часто они не имеют над собой никакого контроля со стороны простых прихожан, которые обычно склонны все им прощать, а их поступки перетолковывать в благоприятном для них смысле. Вместе с тем само начальство от этих прихожан очень многим пользуется, а именно их пожертвованиями — денежными, натуральными и трудовыми. Смиренная отдача овцами самих себя при отсутствии каких-то встречных требований к начальству позволяет последнему всячески эксплуатировать этих овец, то есть вести себя так, как описывает Евангелие поведение худого раба в противоположность Доброму Пастырю.
К этому следует присовокупить мысль, что Церковь базируется на ином принципе, нежели любое мирское общество — на любви, а не на праве, — на этом особенно настаивал Н. Афанасьев. Но любовь, как принцип общественного устройства, уступает праву, поскольку не поддается формализации; здесь весь вопрос во внутреннем чутье человека в отношении надлежащего проявления любви. Это то, что должен человек ощутить как личный опыт, и этого опыта не может быть, если человек внутренне его не приемлет. Таким образом, затруднение в том, что любовь, будучи основным принципом единства христиан, в отличие от права, не может быть формализована и внешне навязана отдельным христианам. Этот не поддающийся формализации принцип придает зыбкость и неопределенность отношениям людей внутри христианской общины: одни все понимают, но другие, лишенные этого опыта и одновременно не располагающие какими-либо четкими принудительными правилами, вообще утрачивают какую-либо ориентацию в своем обращении с ближними.
Христианство очень высоко, и для своего усвоения на практике требует подготовительного этапа, каковым для древних был Ветхий Завет — формальные правила, которым человек обязан подчиняться независимо от своего внутреннего состояния. Жизнь в рамках этого закона должна была бы воспитать в людях сердце — такое сердце, которое стало бы восприимчиво к тому, что составляет самую суть настоящего человека перед Лицом Божьим, и в то же время не поддается формализации. Однако в Церковь приходят очень многие, не пройдя не только ветхозаветной школы, но и языческой — в лучших проявлениях народной мудрости. Многие переступают порог Церкви, оставаясь варварами, которые на настоящих христиан походят меньше, чем люди ветхозаветного мира или культурные язычники. Настоящая христианская святость скромна, тиха и незаметна, тогда как варварский внутренний мир значительной части приходящих в Церковь проявляется вовне в кричащих формах.
Принцип теории игр: стратегия «зуб за зуб» есть наиболее выигрышная стратегия, но этой стратегии не станут придерживаться настоящие христиане и, тем самым, они будут стимулировать номинальных христиан пользоваться их кротостью.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: