О жырных и зажравшихся
3 февраля 2017 Алексей Плужников
Вчера известный публицист Сергей Худиев у себя в блоге написал:
«Видите ли, я прихожанин православной Церкви с 1992 года, я знаю лично десятки священников, несколько Епископов — мне рассказывать про жырных попов на мерседесах — ну это как прихожанину синагоги рассказывать про евреев (опять же, жырных и на мерседесах), сказочно обогатившихся за счет русского народа, или рассказывать всем тут про вечно пьяных финно-монголов, хлебающих водку лаптем. Ксенофобу бывает особенно сложно убедить в истинности своей картины мира именно тех, на которых его ксенофобия направлена. Это предсказуемо. Я довольно жырный, это правда, но мерседеса у меня нет. А мои знакомые священники даже и не жырные».
Анна Мастеркова сегодня иронически продолжила логику Худиева:
«Я вот чего думаю — гопников не существует. Вот уже 45 лет я живу на свете, ни разу не встречался мне настоящий гопник. В моем классе гопников не было, на моей работе гопников не было, у нас во дворе гопников нет, у нас в подъезде все приличные люди обитают, и никто не расписывает лифты и стены. Ни один гопник ни разу со мной не разговаривал за долгую-долгую жизнь. Я даже знаю людей рабочих профессий и даже без высшего образования, и даже закончивших ПТУ — среди них нет ни одного гопника. И муж мой, и сын мой с гопниками не общаются. Никто из моей семьи не попадал в ДТП с пьяными гопниками.
Но если человек хочет везде видеть гопников, если он не умеет нормально водить машину и вечно попадается под чужие колеса, если он хочет видеть всех кругом пьяными и некультурным, если он сам будет шляться во всяких стремных местах и вести себя как пресловутый гопник, ему уже никогда ничего не объяснишь, хоть собери вокруг него хороших, честных, порядочных людей, ему все равно будут мерещиться гопники, он будет увлеченно про них рассказывать и бояться их на улице.
Чистый же человек будет видеть вокруг хороших людей. Подобное тянется к подобному. Пчелка к меду, муха к навозной куче!»
Сергей Худиев, впрочем уже не в первый раз, довольно свободно обращается с логикой. Утверждая, что он знает несколько десятков «не жырных» священников и «Епископов» (от большого почтения заглавная буква?), он обличает тех, кто, наверное, считает ВСЕХ священников и епископов «жырными» и «на мерседесах», доводит логику до абсурда, а вывод как бы предлагает следующий: вы неправы, а я прав, значит, все попы не «жырные» и пешком ходят. А также «Епископы».
Я был прихожанином, конечно, меньше, чем Худиев — только с 1998 года, да и то 5 лет, зато потом 11 лет видел и знал, в той или иной степени, более 300 священников вживую. И да: большинство из них были толстые — и сам я таким был. Уже через пару-тройку лет после рукоположения священника начинает разносить. Но дело тут совсем не в обжорстве, а в неправильном образе жизни, малоподвижном, в неправильном питании.
Но это совершенно не важно. Потому что термин «жырный» можно понимать двояко: как растолстевшего физически человека, так и как «зажравшегося» — и не едой, а властью, деньгами, положением, ролью духовного учителя, ролью жреца, который на много ступеней стоит выше простых смертных, а поэтому и «имеет право» жить на порядок лучше. Для такого священника совершенно естественным считается, когда ему спонсор подарит квартиру, машину или еще что-то, а прихожане регулярно собирают деньги на подарки батюшке, матушке, их детушкам, на разные празднички, именины и дни хиротонии.
И не важно, мерседес ли у батюшки или ауди, рено или шевроле — важно, откуда у него машина. Почему у батюшки есть авто за полмиллиона (или за миллион), а крыша в храме течет, или у него есть деньги на паломничество в Святую Землю или на гору Афон, а певчим и работникам храма — жалкие копейки за их труд, и паломничество только от клироса до трапезной. Вот вопрос, поважнее «жырности» или наличия мерседеса: кому принадлежит «жыр» — деньги церкви (и храма, прихода, и Церкви в целом).
Я видел разных священнослужителей — и я напишу об этом подробно еще не раз. Есть всякие — и обнаглевшие до беспредела, не только на мерседесах, но чуть ли не на танках. Есть и те, которые ходят пешком, ездят на трамваях и живут всю жизнь по съемным квартирам. Но как лживо мазать всех черной краской, так же (а может быть и хуже) лживо рисовать вокруг всех цветочки и бантики. И тут призывы «видеть доброе, позитивное, светлое» чаще всего оказываются призывами закрыть глаза и позволить «жырным» выпить последние соки из тех, из кого они еще не допили.