Оставьте людям их ритуалы
3 декабря 2020 Ксения Волянская
Повторяем текст 2017 г.
Недавно прочитала у одного известного психолога о важности ритуалов для снятия напряжения — они же помогают справиться с ситуативной и экзистенциальной тревогой. О важности создавать такие ритуалы для себя и своих детей.
Вспомнила, как важно было для меня маленькой, чтобы при входе в лесопарк дедушка сказал, что за этим камнем — подарок мне от зайчика, и он там всегда был. Как нужно было, чтобы мама не просто поцеловала перед сном, а непременно вместе со мной приговаривала нами сочиненный смешной стишок. Я уже не говорю о подарках под елкой в Новый год. А когда в школе все было плохо, и семейные ритуалы не помогали, я создавала свои: идя в школу, непременно переступала через тени от фонарей, например. Можете сказать, что это суеверие, но и ритуал тоже. А классе в седьмом ритуалом стали письма Холдену Колфилду, который один мог меня понять.
Взрослея, человек не расстается с ритуалами, они все равно помогают ему жить. Мы отличаемся друг от друга их количеством и вектором: у одних он мистический, у других материалистический. То есть один каждый вечер зажигает лампадку и читает правило, другой наливает 50 г бренди, садится в кресло-качалку с детективом и курит гаванскую сигару.
Я знаю много людей, включая себя, кому мистические ритуалы помогали или помогают жить в относительной гармонии с миром и психологической стабильности. Ты знаешь, что в субботу вечером и воскресенье утром — время идти в храм, что после пробуждения и перед сном — время молитв, что четыре раза в год мы постимся, а если на душе пасмурно и тягомотно — время исповедаться и причаститься. Неважно, насколько просвещена наша вера в таинства и насколько правильно мы воспринимаем молитвы и богослужения, по-христиански ли, по-язычески ли. Нашей психике, по крайней мере, это не важно.
Без этих ритуалов у нас наступает ломка, панические атаки и просто метафизическая тошнота. Когда мы понимаем, что как-то отошли от мистических ритуалов, не нуждаемся в них больше — что это? Мы поднялись на сияющую духовную высоту? Нет. Мы стали так гармоничны и просветлены, что они нам не нужны? Тоже нет. Просто в нашей жизни случилось что-то, что показало нам — мы можем жить вне этих ритуалов, без них жизнь не рушится, а даже приобретает некие новые краски. Это как если бы мы долго висели над пропастью, держась из последних сил за ветку, а когда отвлеклись на пролетающую мимо бабочку и выпустили ветку — упали не в бездну, а на мягкую зеленую лужайку.
Мы можем заменить одни ритуалы другими, можем какое-то время обходиться без них, а потом найти новые или создать их сами. В ритуалах нет ничего плохого. Они помогают, поддерживают, спасают. Но те, кто отпустили ветку и гуляют по зеленой лужайке, начинают выкрикивать тем, кто за нее держится: «Отпусти, идиот, это не страшно! Смотри, какой я молодец и как мне хорошо! А ты отсталый, трусливый, в розовых очках! Дай-ка я сорву их с тебя и покажу, как ненадежна, грязна и колюча твоя ветка, дай-ка сдерну тебя сюда, будешь такой же умный, как я!» Тогда хочется сказать: «Какого хрена? Ты, что ли, заменишь человеку то, что держит его над пропастью отчаянья? Ты избавишь его от психологической, а то и психической нестабильности, пустоты? Ты его будешь держать за руку, когда осколки разбитых розовых очков поранят его глаза, когда он больно ушибется на твоей зеленой лужайке? Ты его утешишь, утрешь слезы, покажешь свет в конце туннеля?»
Да попробовал бы кто-то лет 20 назад сказать мне, что РПЦ прогнила, мертва или погрязла в мирских пороках, мол, бегите отсюда и отрясите прах — да я бы плюнула тому в глаза! И была бы права. Потому что у каждого человека свои эпохи, свои неолиты и палеолиты, средневековья и ренессансы, время зажигать свечи и время их гасить, время носить розовые очки и время их снимать. Уберите свои руки от чужих розовых очков, чтобы ненароком не разбить вместе с иллюзиями чье-то сердце, оставьте платочковицам — их платочки и юбки в пол, паломникам — земельку и маслице, духовным овцам — их старцев. Вы счастливы и благополучны вне Церкви, из которой ушли? — Не шпыняйте тех, кто остался, они тоже счастливы и благополучны, и психически стабильны, просто вы — в разных периодах. Полюбите людей в розовых очках, позвольте им не читать Кураева и «Ахиллу», верить в святость иерархии и благодать патриарха, в целебность святой воды и пользу постов, не раньте их своим сарказмом — они ничем не хуже вас, обернитесь, они — это вы несколько лет назад.