От 150 до 5700 руб. в год: зарплаты сибирских священников на стыке XIX-XX вв.

19 августа 2019 Ахилла

Из кандидатской диссертации Васильевой А.В. «Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв.», Омск, 2015, фрагменты.

***

…Уровень образования сибирского духовенства подчас оказывался достаточно низким. Между тем, общество, переживающее сложный этап модернизации, нуждалось в надежной духовной опоре, в религиозной поддержке и ободрении, дать которые было сложно слабо материально обеспеченному, недостаточно грамотному духовенству, которое к тому же не имело и перспектив для собственного развития или хотя бы предоставления образования своим детям, хотя представители духовенства изъявляют к этому иной раз потрясающее, трагически выраженное стремление: «…священник села Сенновского В. Спасский… недавно прислал в редакцию Ведомостей письмо. В нем он сообщает, что пять лет тому назад умерла жена его. Он остался с четырьмя детьми. Младший из них год тому назад умер. Теперь у него трое; старший окончил приходское училище, а второй еще учится в школе. Самая младшая дочь, 8 лет, еще нигде не учится. … Хотелось бы дать им образование в школе духовной. Но крайняя бедность его и дальность расстояния его прихода от тех городов, где имеются духовные училища, препятствуют исполнению этих желаний его. Вследствие этого о. Спасский и просит редакцию объявить в Епархиальных ведомостях: не пожелает ли кто-нибудь из о.о. духовных или других лиц взять к себе на воспитание, из жалости к сиротам, детей его и дать им возможность получить образование в духовных школах. Сам же о. Спасский готов отказаться от своих родительских прав и заявляет о своем намерении принять иночество».

Размер годового казенного жалования приходского священника в Западной Сибири, по данным епархиальных ведомостей и клировым ведомостям, в период между 1890 и 1917 годами колеблется от 150 рублей в год (нижняя планка до 1902 года) до 600 рублей (за счет повышения жалования в 1902 году, причем уровень повышения достаточно значительный — с 150 до 300 рублей в качестве нижней границы). Псаломщик получал не более двухсот рублей, а нижняя планка — в 70 и 100 рублей. Вышедшему на покой священнику назначалась пенсия приблизительно в 60 рублей. При этом на священников зачастую налагалась обязанность занятия должности законоучителя в ЦПШ (бесплатно) и — по желанию — училищах Министерства народного просвещения, за что в училищах МНП дополнительно выплачивалось по 50-60 рублей, а на псаломщиков — обязанность преподавания в этих же учебных заведениях пения с соответствующим вознаграждением или без него.

Наибольшие доходы, разумеется, получало городское духовенство, оно находилось в особом, привилегированном положении: кроме казенных окладов ему причитались всякого рода доплаты, а кружечные сборы городских церквей были значительно щедрее сельских. Кроме того, военное духовенство обладало дополнительно повышенными окладами. Так, настоятель Омского Воскресенского крепостного собора, числившегося в военном ведомстве, протоиерей Иоанн Капитонов получал такие доходы: 1200 рублей казенного оклада, столовых — 96 рублей в год, квартиру —натурой (эти оклады установлены в 1899 году, по случаю повышения жалования офицерскому составу), пенсию за духовно-учебную службу — 650 руб. в год и за уроки в Учительском Институте 1200 рублей в год. Это очень значительные суммы, сопоставимые с доходами столичного духовенства: в 1905 г. настоятель Казанского собора получал годовой доход 5700 руб., Исаакиевского собора — 3300 руб., протоиерей того же собора— 3200 руб., столько же — третий священник, а четвертый — 2200 руб.

Зачастую, как следует из клировых ведомостей, личного недвижимого имущества они не имели, зато были обременены семьями. Детность для этого исторического периода вполне традиционная: от двух до восьми детей в среднем, что несколько ниже показателя, установленного исследователями для крестьян разных губерний, и равного 6-9 детям. Впрочем, такая обременительная для семейного бюджета многочисленность потомства несколько сглаживалась за счет большой разницы в возрасте детей — в источниках во множестве упоминаются семьи, в которых старшие дети достигли уже совершеннолетия, а следовательно, вполне уже могли сами зарабатывать себе на пропитание, а младшему ребенку не исполнилось и года. Обращает на себя внимание распространенный идеал детности: бесплодные священнические семьи стремятся принять на воспитание детей.

Таким образом, по уровню доходов духовенство разделялось на весьма состоятельную группу и группу лиц с крайне низкими доходами. Самое высокое жалование, разумеется, было у епархиального архиерея — оно составляло в среднем более 2000 рублей годовых (на данную сумму начислялись всевозможные прибавки). На суммы около 600 рублей могли рассчитывать священники городских церквей, а псаломщики — на более скромные 200-300 рублей. Квартиры служителям предоставлялись бесплатно, а в случаях, когда служители снимали их самостоятельно, расходы им традиционно компенсировались. За городскими соборами и церквями кроме того, … закреплялись значительные земельные владения. Из этих участков причт имел право пользоваться заготовленными дровами для отопления своих домов, а также обрабатывать пригодные земли или сдавать в краткосрочную аренду. Служители, проживавшие при учебных заведениях, согласно «Журналам Духовных Консисторий», так же могли рассчитывать на бесплатное питание при заведении, остальные городские служители получали столовые в качестве компенсации соответствующих расходов.

Казачьи станицы, как правило, к своим духовным отцам бывали щедры и старались обеспечить причт достаточным жалованием и удобными домами — казачьи общины устанавливали в целом более высокое жалование своему «батюшке», а также охотно организовывали приходские церкви, выплачивая учителям, в том числе и священнику-законоучителю, жалование (чего обычно не было в других приходских школах).

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: