Отец Андрей Кураев: «запрещенная встреча» в Твери
14 ноября 2017 Мария Орлова
11 ноября в Твери должна была состояться встреча с протодьяконом Андреем Кураевым, известнейшим православным миссионером, писателем и богословом. Встреча в книжном магазине «Фолиант» планировалась как презентация книг и автограф-сессия. Однако внезапно книжный магазин отменил мероприятие. Оказалось, что приезда о. Андрея ужасно боится Тверская митрополия.
Встречу тверских читателей с Кураевым организовать все же удалось, но не без участия газеты «Караван+Я». Она прошла в конференц-зале гостиницы «Волга». На самом деле, говорил отец Андрей о самых невинных вещах: о своем учебном пособии для преподавателей ОПК и родителей младшеклассников – как говорить с детьми о религии, – о своей книге про булгаковских «Мастера и Маргариту» и о своем видении мировоззрения Булгакова, о новой книге «Женские вопросы к православию». Слушателей интересовали самые разные темы: от основного вопроса христианства – кто же в конечном итоге спасется – до оценки отцом Андреем современного состояния монашества. Поговорили о возможности женского священства, о том, являются ли человеческие традиции, изобретенные относительно недавно, частью православного вероучения или все же нет.
Отец Андрей Кураев в своем блоге много пишет о проблемах Тверской епархии, и буквально недавно он рассказал о скандале, разразившемся после официального визита тверского духовенства во главе с митрополитом Виктором в Казахстан. Но во время встреч с тверитянами он принципиально эти темы не поднимает. Не говорил он о них два года назад, когда мы приглашали его выступить, не говорил и сейчас. Зато в интервью, которое мы взяли у него перед лекцией, оценки происходящему дал самые жесткие.
– Отец Андрей, что это была за история с отменой вашего выступления в магазине «Фолиант»? Как такое могло произойти?
– Расскажу, как все начиналось. Сейчас меня издают светские издательства, и одно из них, издательство «Проспект», специализирующееся по выпуску учебников для высшей школы, уже издало несколько моих книг: «Мастер и Маргарита: За Христа или против?», «Дары и анафемы», «Женские вопросы к Церкви». Это первое в моей писательской жизни издательство, которое активно занимается моим промоушеном, продвижением моих книг по книжным сетям. Во всех крупнейших магазинах Москвы и Петербурга уже были презентации моих книг. Залы были полны, общение содержательно, количество книг, проданных за вечер, близким к рекордным показателям. И теперь в крупнейших региональных центрах пробуют реализовать аналогичную программу.
В Твери тоже договорились о такой встрече. В принципе, известно об этом было давно. Но судя по всему, деятели из Тверской епархии не читают местные новостные ленты, зато отслеживают мой блог.
– Ну и слухи в газете «Караван» почитывают.
– В общем, когда у меня появилось объявление, что я буду выступать в Твери, то в тот же день там завелась какая-то паника. И кто-то из епархии (судя по всему, это был иеромонах Дионисий Батраев) начал обзванивать губернские или городские административные структуры с требованием объявить Тверь «закрытым городом». Насколько я понимаю, это даже не был личный звонок митрополита губернатору или директору книжного магазина. Все происходило на каком-то более низком уровне. И это тем более удивляет: как же мало надо этим чиновникам, чтобы они обгадились! Стала ясна цена их совести, цена их чести, их уважения к закону.
Я же не экстремист, и мои книги и лекции далеки даже от политики. Одна из книг, которые были готовы к презентации, – это моя книга для родителей по поводу преподавания основ православной культуры в школе. Кстати, эта книга написана по заказу издательства патриархии и официально рекомендована ее министерством образования. Вместо спокойного философского и культурологического разговора епархии на голом месте создали скандал. Магазин отказался от встречи, снял экспозицию с моими книгами и даже отказался повесить объявление о переносе встречи.
Но скандал не в этом. И не во мне. В России запрещаемый писатель в конце концов оказывается в выигрыше. Скандал получился именно политическим.
Если областные руководители так легко нарушают законы из-за каприза и по звонку просто любовника местного митрополита – значит, именно таким им представляется политический тренд современной России. Им кажется, что они просто обязаны прогибаться под любые капризы церковного официоза.
Многие годы я верил, что патриархия хоть чему-то научилась за годы гонений и потому не собирается становиться госструктурой, «ведомством патриотического исповедания». Мне говорили, что тенденция именно такова. Я отрицал. Прежде всего для того, чтобы хотя бы в такой форме напомнить патриархии о норме отношения церкви и светского государства. Но жизнь предъявила мне слишком сильный аргумент. Когда в 2014-м после давления патриарха Кирилла на администрацию президента оттуда надавили на ректора МГУ Садовничего, на этом окончилось мое четвертьвековое преподавание в университете. При этом даже спустя три года, буквально на прошлой неделе, студенты философского факультета подошли ко мне с предложением: «Мы готовы собрать деньги и оплачивать вам ваши лекции для нас»… Если из государственного университета преподавателя увольняют по инициативе патриарха – это какой у нас строй в стране? Если в частном книжном магазине отменяют презентацию книг по звонку из епархии в администрацию – это ж какие «понятия» подменили у нас закон?
Этот случай обнажил не только потрясающий правовой нигилизм чиновников тверской администрации (как светской, так и церковной). Он явил еще и отсутствие у них умения хоть чуточку предвидеть. Может быть, они привыкли, что на местном уровне любые их виражи и капризы не критикуются. Скажешь в такой-то школе отменить такой-то урок – его отменят и не пикнут. Но я же от них не завишу! Местные могут молчать, но почему они решили, что буду молчать я?
– Отец Андрей, вы стали первым, кто начал вскрывать внутрицерковные проблемы. Но за вами подтягиваются другие – появился сайт «Ахилла», где идет активное обсуждение бед и духовенства, и мирян, накопившихся за последние 25–30 лет. Поколение, которое тогда прошло в Церковь на волне мобилизации интеллигенции, уже немолодо, многие оказались у разбитого корыта. Судьба простого российского священника очень печальна, и пожаловаться ему некому. Прихожане воспринимают его как существо из иного измерения, общение с коллегами часто может оказаться токсичным. Браки, часто заключенные непосредственно перед рукоположением, только чтобы стать священником, дают сильные трещины, и получается, как говорил мой покойный друг протоиерей Алексей Расев, скончавшийся год назад, не дожив даже до 50 лет, что «враги человека – домашние его»…
– Давайте не будем тянуть одеяло на себя. Это общая проблема больших корпораций в нашей стране. У нас есть отдельные отдушины, где маргиналы могут потрындеть о том, что им кажется не так в обществе: «Эхо Москвы», «Новая газета» и так далее. Но чего нет радикально, так это профсоюзных площадок. Таких форумов, на которых люди с общей судьбой и общими интересами могли бы честно говорить о своих корпоративных проблемах. Например, мне до сих пор не удалось найти ни одного честного учительского сайта, где учителя честно говорили бы о том, как их достали бесконечные перестройки программы, отчетность, идеологичность и указания из министерства образования. Я специально искал такие сайты, потому что учителя работают по моему учебнику, и мне хотелось найти их честный разговор, который ведется втайне от начальства, о том, что реально происходит на их уроках с моими учебниками. Не удалось! Степень запуганности учителей не меньше, чем степень запуганности духовенства. Думаю, что в РЖД у железнодорожников отнюдь не меньше проблем, человеческих трагедий и так далее, «Сапсаны» по многим судьбам проехались… Но нет железнодорожного «Ахиллы», сайта, где люди пусть и ушедшие из монополии, но сохранившие живую повседневную связь со своей системой, выносили бы какой-то инсайд, неофициальные данные. Нет такой «курилки», где не просто матюгаются, а размышляют, пытаются понять, что не так в движении наших поездов и в отношениях их миллиардеров-владельцев и полунищих сотрудников. То же самое молчание у газовиков. У меня знакомый на днях вернулся с Крайнего Севера; его компания занимается добычей газа: условия жизни рабочих тяжелейшие. Но нигде нельзя прочитать, как реально живут рабочие, какой ценой достается этот газ и нефть…
– Священник в глазах обывателя – это такая сакральная фигура. Другие могут уволиться, а у него это не работа, а судьба.
– А куда уйдет машинист электропоезда? У них тоже монополия, частных электропоездов в стране нет. Так что тут ситуация похожа на ситуацию со священниками.
Я ведь не меняю тему разговора, просто для меня это принципиальный тезис. Я уверен: в Церкви могут быть позитивные перемены только вслед за тем, как в России появятся живые профсоюзы. Сама церковь не улучшит ни себя, ни страну. Какая-то гуманизация, очеловечивание внутрицерковной жизни и отношений могут быть только следствием глобальных перемен в общественном климате. Когда к нам придет западный образ жизни, пусть с опозданием на два столетия… Впрочем, уже пора говорить не «когда», а «если». Лет десять назад казалось, что это неизбежно, но нынешний китайский вектор российской политики может привести к тому, что Россия будет ассимилирована Китаем, так и не попробовав жизни в настоящей западной демократии… Так вот, добрые перемены возможны только в одном случае: если мы станем, как американцы, обществом сутяжников, людей, при каждом конфликте прежде всего звонящих каждый своему адвокату и выясняющих отношения между собой в судах, а потому боящихся друг друга, боящихся выйти в отношениях за рамки протокола. В том числе в таких отношениях, как начальник – подчиненный, епископ со священниками, священник с прихожанами. У каждого человека должна быть очень чуткая кожа, повышенная чувствительность к тому, где границы моей частной жизни.
– Сейчас есть такая тенденция к смычке чиновничества и православия. В Тверской области она особенно четко прослеживается – нынешний губернатор Игорь Рудня очень православный, первый, к кому он приехал, прежде чем начать исполнять свои обязанности, был владыка Виктор.
– Если ваш губернатор действительно был бы православным христианином, он бы погнушался сближаться с митрополитом Виктором. Я думаю, что он изучал вопрос и знает, кто такой митрополит Виктор – у губернаторов обычно много каналов информации. Поэтому, судя по всему, православных убеждений там нет. А есть поиск сиюминутной выгоды.
– В «Москве 2042» Владимира Войновича, если помните, описывается общество «победившего коммунизма», где религию разрешили, сделали государственной, а верить в Бога было запрещено, можно было верить только в государство и его лидера – Гениалиссимуса. Там еще такой отец Звездоний присутствовал, впоследствии ставший мучеником за эту странную веру.
– Боюсь, что к этому мы стремительно движемся. У наших верхов есть какая-то своя религия, которая заставляет вспоминать один старый анекдот. Умирает вождь некоего африканского языческого племени, его наследники стоят вокруг смертного одра, он обводит угасающим взором собрание и говорит: «Дети мои, об одном умоляю вас. Бойтесь христиан, их Бог прощает им все». Бог митрополита Виктора, по убеждению митрополита Виктора и его окружения, прощает им все. В том числе и гомосексуальные эксгибиции типа той, которой они отметились во время своего недавнего визита в Казахстан.
– Да, получился международный скандал. Какие-то оргвыводы сделаны по его следам?
– Для меня эта тема очень важна тем, что она поднялась без меня. Есть официальное сообщение, исходящее не от меня: рапорт секретаря Астанайской епархии. Согласно этому рапорту, к семинаристам, детям местного священника, приставали участники тверской делегации иеромонахи Иаков Степкин и Герман Фесенко. Я же стою в стороне и наблюдаю. Мне в свое время люди из патриархии говорили: «Отец Андрей, зачем ты пишешь об этих вещах, передавай информацию нам – мы разберемся». Вот информацию вам передали. Где результат? В Москве сейчас в одном из монастырей подобная история происходит. Что называется, «с поличным» взяли благочинного этого монастыря. И опять прошло столько времени – и тишина. Более того, монахи в этом монастыре теперь говорят: «А ничего не было, потому что Кураев об этом ничего не написал». Да я же специально не писал, чтобы увидеть, как работает ваш кишечник без моего слабительного. Как и ожидалось, обнаружился глухой запор. Кстати, в медицинских текстах Аристотеля он обозначался термином «ипостась».
– Про иеромонаха Иакова (Степкина), постоянного персонажа в вашем блоге, отправленного якобы на исправление в Нило-Столобенскую пустынь, на местном осташковском сайте вообще недавно написали, что он «торжество православия». Митрополит Виктор называет его лучшим священником епархии и требует, как говорят, убрать руки прочь от отца Иакова.
– Почему же «руки прочь»? Есть официальные показания 15-летнего тверского подростка о том, что отец Иаков был совсем не против, чтобы он к нему прикасался.
– Не смешно, а очень печально все это. Как вы думаете, что в такой ситуации должны делать мы, простые прихожане, чтобы избежать принятия таинств от недостойных священников?
– Изучать. Вы же изучаете, в какую школу, к какому учителю отдаете своих детей. Спрашиваете, у какого врача безопасно лечиться. То же самое касается духовной жизни. Освятить машину и просто бездушно материальный предмет может любой священник. Но если речь идет о вашей душе, то лучше подумать, к какому человеку вы идете на исповедь и чьи советы собираетесь исполнять.
Беседовала Мария Орлова
Иллюстрация: фото со страницы жж отца Андрея Кураева