Открытое письмо правящему архиерею протодиакона, запрещенного за сослужение с клиром Вселенского патриархата

13 января 2019 Ахилла

Несколько дней назад мы сообщали, что протодиакон Успенского мужского монастыря села Низкиничи Владимир-Волынской епархии УПЦ МП Виктор Мартыненко был запрещен в служении и лишен права причащения за то, что в Анталии служил литургию вместе с клириками Вселенского Патриархата. Сегодня отец Виктор на своей странице в фейсбуке опубликовал открытое письмо к своему бывшему правящему архиерею:

«Высокопреосвященному митрополиту Владимир-Волынскому и Ковельскому Владимиру

Ваше Высокопреосвященство!

4 января этого года в телефонном разговоре Вы уведомили меня о запрещении в священнослужении, через пять дней мне, наконец, был вручен соответствующий указ. Поскольку сообщение о запрещении было обнародовано на епархиальном сайте, считаю возможным и ответить на него публично.

Как на каноническое обоснование данного деяния, в тексте документа его автор ссылается на 39-е правило святых Апостолов, которое гласит: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их».

О чем говорит данное правило? В Предании Православной Церкви и Ее каноническом праве принято обращаться к авторитету признанных канонистов и знатоков церковного права.

Иоанн Зонара (XII в.) объясняет это правило, как запрещающее пресвитерам и диаконам «делать что-либо самовольно без ведома надлежащего епархиального епископа, как напр.: подвергать епитимьи или отлучать от церкви кого-либо и когда-либо по своему произволу, разрешать от епитимьи, сокращать или продолжать ее срок, так как все это относится к архиерейской власти». Подобно этому правило объясняет Алексей Аристин (XII в.).

Другой византийский канонист патриарх Федор Вальсамон (XII в.) толкует это правило как такое, что говорит об управлении церковным имуществом: «слова правила: „пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают“ не должно понимать в общем смысле, а только так, что эти духовные лица не имеют права совершать ничего, касающегося управления церковным имуществом, так как это право принадлежит епископу и без его воли нельзя давать в аренду недвижимого церковного имущества и принимать с этого доходы, принадлежащие церкви, налагать епитимьи (по всей вероятности, за злоупотребление церковным имуществом)».

К мысли Вальсамона склоняется и канонист более нового времени священноисповедник Никодим Милаш (XX в.).

В чем же из перечисленного виноват я?

Впрочем, если имелось в виду мое путешествие в Анталию 23-27 декабря прошлого года, — это путешествие было частной поездкой в гости к давнему другу. Должен напомнить Вам, владыко, что мы живем в XXI-м веке — рабовладельческий строй и крепостное право остались далеко позади. Следовательно, свобода передвижения в Украине и право свободно оставлять ее территорию без Вашего благословения гарантируется мне Конституцией Украины (статья 33).

Как видим, Ваша, владыко, интерпретация 39-го канона Святых Апостолов, как и соответствующее ей наказание, настолько экстравагантны и креативны, что по праву могут считаться новым словом в православной канонической науке.

Каноническое право и современная правовая практика Церкви знают две степени наказания священнослужителя за совершенные моральные или канонические преступления: запрещение в священнослужении и извержение из сана. Первая налагается архиереем, вторая — Архиерейским собором, или, по крайней мере, Священным Синодом. Однако даже такие меры наказаний не предусматривают отлучения от Причастия.

В практике нашей епархии, при моей многолетней в ней службе, случаев одновременного запрещения священнослужения и отлучения от Причастия не бывало, даже когда священники совершали непреднамеренное убийство.

Так за что ж я так наказан? Ваш указ гласит: за «нарушение Постановления Собора епископов УПЦ от 13 ноября и решений Священного Синода УПЦ от 13 ноября 2018 года».

Да, признаюсь, я сознательно нарушил постановления этих соборов, которые дословно повторили решение Синода Русской Православной Церкви от 15 10.2018 и, очевидно, Совета безопасности Российской Федерации от 13.10.2018, который под председательством В. Путина обсуждал «положение Русской православной церкви в Украине». Согласно этим решениям, Московский Патриархат разрывает Евхаристическое общение с Матерью-Церковью — Вселенским Патриархатом, а следовательно, раскалывает единство Церкви и противопоставляет себя Мировому Православию.

Моя христианская вера, совесть и упомянутая Вами присяга священнослужителя запрещают мне уклоняться в раскол, даже вместе с архиерейскими соборами и священными синодами. Также мое церковное и светское образование позволяют мне иметь собственный взгляд на события и не менять его согласно колебаниям руководящей линии партий и патриархий.

Я сознательно вступил в Евхаристическое общение — сослужил Божественную Литургию с клириками Вселенского Патриархата — той Церкви, единством с которой наша Церковь гордилась в течение последних десятилетий и на признании которой мы строили свою каноническую идентичность и исключительность.

Однако больше всего меня удивила формулировка Вашего указа «запрещаетесь в священнослужении без права Причастия Святых Христовых Таинств».

Основополагающая норма канонического права запрещает дважды наказывать за одну вину. Я же, согласно Вашему указу, наказан трижды, и даже более того. Дело в том, что согласно Вашему указу, я отлучен от «Причастия Святых Христовых Таинств». Даже после запрещения в священнослужении, синодального лишения сана и соборной анафемы человек не может быть лишен Святых Таинств, в частности Таинства Покаяния. Если принять Ваш указ серьезно — мой случай уникален за двухтысячелетнюю историю Церкви! Таким прещениям не подвергались даже самые известные еретики как Арий, Несторий и др.

Данная формулировка подписанного Вами указа является настолько абсурдной и безграмотной, что подвергает сомнению Ваше авторство. Она выдает тотальное невежество автора в церковном праве и церковной терминологии. Очевидно, шаблон данного документа составляли отнюдь не в церковной среде, а Вы подписали его исключительно из монашеского послушания.

Должен заметить также, что форма данного указа нарушает требования церковного делопроизводства РПЦ, в частности «Положения о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат», принятого Священным Синодом РПЦ 30.05.2014 и обязательного для всех структурных подразделений РПЦ. Данное «Положение» требует: «При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны… срок, на который накладывается прещение». Однако, в указе, врученном мне, никаких сроков не указано, а при его вручении Вы сказали, что он действует «до смерти». Моя природная скромность и уважение к Архиерейскому сану помешали мне спросить Вас: до чьей?

Высокопреосвященный владыко Владимир! Должен также проинформировать Вас, что Ваш указ не имел бы для меня никакой канонической силы и действия, даже если бы был написан не так абсурдно и гротескно. Дело в том, что на момент его издания я находился в юрисдикции и клире Православной Церкви Украины. Я хотел мирно и спокойно перейти в новообразованную каноническую Церковь, впрочем, Вы решили иначе — начали конфликт и перенесли его в медийное поле. Имея христианское смирение и послушание, я являюсь взрослым человеком и отцом семейства, потому не позволю унижать мое достоинство и очернять мое имя клеветой, ложью и абсурдными обвинениями, следовательно, должен был ответить на эти упреки.

Невзирая ни на что, не держу на Вас лично никакого зла, и оставляю в своем сердце лишь хорошие воспоминания из многих лет нашего с Вами общения. Христос посреди нас!

протодиакон Виктор Мартыненко

13.01.2019″

Фото со страницы фб протод. Виктора Мартыненко

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: