Открытое письмо верующих Кировской епархии патриарху Алексию I и всем верующим РПЦ
26 апреля 2018 Ахилла
Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию
От верующих Кировской епархии
Июнь 1966 года.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Настоящее открытое письмо адресуется всем верующим Русской Православной Церкви.
ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!
Верующим Кировской епархии стало известно «Открытое письмо» Вашему Святейшеству священников: H. Н. Эшлимана и Г. П. Якунина, написанное в декабре 1965 года.
Верующие Кировской епархии целиком и полностью поддерживают это письмо и со своей стороны считают своим христианским долгом заявить следующее:
I — ГЛАВНАЯ ВИНА ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Ныне Русская Православная Церковь находится в бедственном положении, исчезают христианские семьи, и никто не заботится об укреплении христианских начал семейной жизни.
Дети школьного возраста совсем отстранены от Церкви. Пастыри никогда не говорят о христианском воспитании детей и даже сами отказываются исповедать и причащать их в открытых храмах.
Христианская вера нигде не защищается от нападения атеистов. Первые иерархи Церкви (митр. Никодим и др.) отказ от апологии христианской веры возводят в нерушимый закон Церкви.
Приходы, как религиозные объединения, заменены «двадцатками», которые в Кировской епархии в большинстве приходов существуют только на бумаге. Юридически приходы представлены Церковными Советами, которые часто назначены уполномоченными Совета по делам РПЦ, управляют хозяйством общины без ведома верующих и находятся в полном подчинении уполномоченных.
Пастыри превратились в наемных жрецов, не знающих своих пасомых. Они так же, как и церковные советы, безоговорочно исполняют, не объявляя верующим, любые устные распоряжения уполномоченных.
Епископы стали государственными чиновниками, только получающими жалование от верующих!
Верующие, в своем большинстве, являются бесприходными посетителями богослужений, не интересующимися церковной жизнью. Огромное число верующих лишено даже возможности посещать богослужения, так как во многих районах на сотни километров закрыты все храмы.
Нет религиозно-нравственного единения верующих!
Пастыри и приходы оказывают очень малое влияние на нравственную жизнь верующих. Никто не заботится о духовно-нравственном возрождении верующих; все внимание сосредоточено на показном благочестии и внешней обрядности.
Фарисейство — главный духовный недуг, поразивший многих епископов, священников и верующих!
Это бедственное положение порождено, как общим духовно-нравственным падением всех верующих, так и развращением значительной части епископов и священников. Это последнее имеет свое начало в той неправде, которая содержится в книге «Правда о религии в России», изд. в 1942 году.
Эта книга научает церковнослужителей человеческой антихристианской мудрости: посредством лукавства приспособляться к жизни, сохранять свое благополучие («пасти себя») и в то же время соблюдать правила показного благочестия!
Книга явилась программой деятельности Патриархии!
Зло, посеянное книгой, постепенно развивалось и стало приносить горькие плоды с 1960 г., когда, под давлением H. С. Хрущева, власть имущие атеисты приступили к «искоренению религии в СССР» и когда власть в Патриархии стала переходить в руки архимандрита, а потом митрополита Никодима.
Совпадение этих двух обстоятельств не случайно!
Правильное отношение между религиозным долгом и гражданскими обязанностями верующих устанавливается заповедью Господа нашего Иисуса Христа: «Отдавайте кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22, 21).
Эта заповедь требует того, чтобы высшая церковная власть, епископы и священники, не угождали, ради своего благополучия, гражданской власти, когда она вмешивается во внутренние дела Церкви и вынуждает верующих нарушать заповеди Божии, но ценою жизни защищали веру и правду.
В нарушение этой заповеди, первые иерархи Церкви, возлюбив человеческую славу и богатство, стали на погибельный путь рабского подчинения всем незаконным распоряжениям совета, направленным на разрушение Церкви и искоренение христианской веры в нашей стране!
Практическая деятельность Патриархии, начиная с 1960 года, была направлена на то, чтобы сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках власть имущих атеистов.
Погибельный путь человекоугодничества привел некоторых епископов и священников к открытому предательству Христовой Церкви!
Совершенно верно писали авторы «Открытого письма»!
В настоящее время в Русской Церкви есть ряд епископов и пресвитеров, которые сознательно служат беззаконию. Это те, кто стяжал недобрую славу усердных закрывателей православных храмов!
Это те, кто любое распоряжение уполномоченного почитает более Евангельского Слова и церковных канонов!
Это те, кто отлучает детей от Святого Причастия, кто ругается Церковной святыне, кто предавал своих братьев!
Это те, кто, вовсе потеряв страх Божий, помогают антирелигиозникам в их стремлении разрушить Церковь!
Для нас, верующих Кировской епархии, тайное беззаконие высшей церковной власти обнаружилось, когда в конце 1962 года к нам прибыл епископ Иоанн!..1
Этот епископ повсюду сеял вражду, различными способами закрывал церкви и увольнял хороших священников, ставил на место их и возвышал недостойных и пьяниц, совершал вопиющие беззакония, бесчинствовал во время богослужений, проклинал и отлучал от Церкви твердых верующих и старых священников! Обманывал, клеветал, лгал, занимался любостяжательством и открыто нарушал этикет епископского безбрачия!
Даже среди неверующих трудно найти столь нечестивого и порочного человека, каким является епископ Иоанн. Но благодаря большому самомнению и глупости, он тайное сделал явным!
Он строго сказал священникам: «Кто посмеет ослушаться уполномоченного, того я запрещу!»
Замечательно то, что он постоянно выставлял сам себя в смешной роли провокатора Церкви.
Так, в декабре 1963 г. епископ Иоанн самовольно перевел настоятеля церкви с. Анкущино, архим. Клавдиана Моденова в с. Корляки, а с. Анкушино оставил без священника, хотя были кандидаты, желающие поступить туда. Поэтому староста церкви этого села И. Е. Казаков подал в 1964 г. в Патриархию несколько жалоб за беззаконные действия еп. Иоанна.
Жалобы остались без ответа, а еп. Иоанн разгневался на старосту. Когда последний 17 февраля 1965 г. явился к еп. Иоанну по вопросу о назначении священника, то епископ в течение двух часов набрасывался на него с кулаками и кричал: «Я тебя отправлю в НКВД!»
Потом он поехал на квартиру верующего Б. В. Талантова, которого он, по-видимому, заподозрил в соучастии в написании жалоб. Здесь он, в присутствии многих людей, угрожал Б. В. Талантову прокурором и вел себя так, как будто он был следователем НКВД, производящим арест во время «Ежовщины».
Тем самым он открыто стремился показать, что он не только епископ, но и еще влиятельный человек следственных органов.
Действительно: «Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость!» (Притч. Соломоновы 13, 7)
Как же при отделении Церкви от государства епископ Церкви мог оказаться одновременно чиновником государственных следственных органов!
Все это хорошо известно Патриархии из письма Б. В. Талантова от 19 марта 1965 года.
7 февраля 1966 года представитель Кировских верующих Г. Т. Ворончихин был в Патриархии с очередной жалобой на еп. Иоанна. В его присутствии представители Тульских верующих сказали секретарю Патриархии по поводу назначения митр. Антония2 на Тульскую кафедру: «Если вы пошлете к нам митр. Антония, то мы ему кирпичем залимоним в голову!»
Г. Т. Ворончихин спросил секретаря, что это за митрополит Антоний, которого так «радушно» думают встретить верующие?
Конечно, Патриархии хорошо известны и еп. Иоанн и митр. Антоний, но это сравнение неопровержимо показывает, что ряд епископов стал на путь открытого предательства.
Простой священник, в силу давления на него такого епископа и уполномоченного, стоит перед выбором: либо стать нарушителем Евангельского учения, либо оставить службу в Церкви!
Полное подчинение епископов и священников власть имущим атеистам «превращает Церковь в служебный придаток безрелигиозного государства». Это породило все те горькие плоды, которые перечислены ниже.
Стремление Высшего Церковного Управления сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках власть имущих атеистов, — орудием, направленным на разрушение Церкви — вот главная вина Высшего Церковного Управления!
II — ИЗГНАНИЕ НИЩИХ И БЕДНЫХ ИЗ ХРАМОВ
Власть имущие атеисты, желая опорочить христианскую веру в глазах широких масс населения, с 1960 г. через уполномоченных Совета по делам РПЦ стали оказывать давление на священников и церковные советы, вынуждая их изгонять из храма нищих.
Боясь лишиться регистрации, священники многократно выступали с амвонов с призывом изгонять всех нищих из церквей и церковных оград.
Церковные советы и темные верующие, внимая безбожным призывам, много раз с поразительной жестокостью выталкивали из храмов и церковных оград нищих и бедно одетых людей и даже избивали их, дерзко нарушая одну из главных заповедей Божиих: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Человек, совершая даже тяжкое преступление, всегда стремится оправдать себя каким-нибудь софизмом. Для оправдания изгнания нищих был придуман софизм: «Изгнанием нищих мы спасаем храмы от закрытия».
В г. Кирове до осени 1962 г. были две церкви: Серафимовская и Федоровская. В обеих церквах усердно изгоняли нищих, но особенно жестоко изгоняли нищих из Федоровской церкви.
Осенью 1962 г. под давлением властей духовенство обеих церквей, тайно от верующих, «добровольно» согласилось «слиться в одну общину» и отдать Федоровскую церковь Горсовету, который скоро взорвал ее и спустил под откос в реку Вятку.
Так изгнание нищих «спасло» храм от закрытия!
О закрытии Федоровской церкви и беззаконном изгнании нищих мы писали Вам, Ваше Святейшество, в письме, которое было Вам вручено через еп. Киприана 20 февраля 1963 года.
Но и на это письмо, как и на все другие жалобы и письма, последовало гробовое молчание!
Игнание же нищих и бедных из храмов повторялось еще много раз!
III — ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРЕБ НА ДОМУ
В Кировской епархии, начиная с 1961 г. и по настоящее время, священники для совершения исповеди, причащения и соборования на дому больных требуют специальное разрешение Горсовета или Сельсовета. Практически такое разрешение получить вовремя невозможно, и больные умирают без причащения и соборования. Это всегда сильно огорчало верующих. Поэтому мы в своем письме от 20 февраля 1963 г. просили Вас, Ваше Святейшество, срочно разрешить вопрос о причащении и соборовании больных на дому, без специального разрешения гражданских властей. Но до сих пор этот вопрос остался не разрешенным!
С этим вопросом мы обращались в Совет по делам РПЦ. Чиновник Совета сказал: «Попы все обманывают. Никакого специального разрешения для причащения и соборования больных на дому не требуется».
В то же время чиновник отказался дать официальное распоряжение по этому вопросу на имя областного уполномоченного. Он сослался при этом на существующие законы. Действительно, по существующим законам на частных квартирах без особых разрешений и уведомлений разрешается не только причащать и соборовать больных, но и совершать панихиды и крещения.
Поэтому поведение высшего церковного управления в этом вопросе весьма странно и подозрительно! По нашему мнению, необходимо ныне во всех церквах с амвонов громогласно прочитать «поучение ко иереям» Святителя Димитрия митр. Ростовского и Ярославского о Тайне Исповеди (были случаи, когда уполномоченные вынуждали священников сообщать им, что говорят верующие на исповеди) и об обязанности иереев причащать больных, не считаясь со временем!
«Заповедию убо Бога нашего заповедаем иереем, да всячески пекутся о спасении душ человеческих во дни и в нощи, не презирающие убогих и нищих»… (Соч. Свят. Димитрия, изд. 1895, стр. ч. I, 121)
IV — МАССОВОЕ ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ
С 1960 по 1964 гг. в СССР было закрыто против воли верующих около 10 000 церквей, т. е. около половины церквей, которые были открыты при И. В. Сталине.
В Вятской (ныне Кировской) епархии в дореволюционное время было более 500 приходских церквей.
В Кировской епархии в 1959 г. было всего 75 церквей, из них 7 деревянных молитвенных домов, построенных на средства верующих после войны. С 1960 по 1964 гг. включительно было закрыто путем произвола и жестокого насилия 40 церквей, или 53%.
В 1966 г. богослужения совершались лишь в 33 церквах, а в двух других нет священников более 3-х лет.
Во всех закрытых церквах интерьеры варварски разрушены, иконы и книги сожжены, утварь и имущество (воск, краски, полотна, мука, вино и т. д.) расхищены при закрытии. Многие из закрытых церквей полностью разрушены. Так полностью разрушены 6 деревянных молитвенных домов, взорвана каменная церковь в гор. Кирове.
На территории Кировской области не осталось ни одного памятника церковной архитектуры.
Некоторые священники энергично протестовали и боролись против незаконного закрытия церквей, где они служили. Но не встретив поддержки в этой борьбе со стороны епископа и Патриархии, куда они бесполезно обращались, они не сумели отстоять правое дело и невинно пострадали!
Уполномоченные Совета по Кировской области с 1960 по 1963 г. сняли с регистрации 21 священника. Но некоторые священники, как теперь стало известно, желая спасти свое положение и благополучие, стали на путь предательства и тайно соучаствовали в закрытии церквей.
Подобные люди забывают, что «нет ничего тайного, что бы не стало явным».
Верующие всех закрытых церквей самоотверженно боролись с произволом и беззаконием, но удалось спасти от разрушения лишь церковь в с. Быстрица, которую трижды закрывали и открывали!
Верующие скоро поняли, что Патриархия совершенно устранилась от защиты веры и правды, а может быть и сама тайно соучаствует в закрытии церквей!
Они подали сотни жалоб в Президиум Верховного Совета СССР и Верховный Суд, в центральные газеты, в канцелярию H. С. Хрущева. Жалобы были подписаны сотнями и тысячами верующих.
При закрытии церквей произошли значительные народные волнения в г. Зуевка, в с. Рои, и с. Защижемье, в с. Пищалье.
С 1960 по 1963 гг. местные власти для устрашения верующих и подавления недовольства применяли энергичные и жестокие репрессии: штраф, незаконный арест, незаконное осуждение на различные сроки тюремного заключения, различные приемы застращивания!
Верующие Кировской епархии и теперь законным путем борются за открытие всех закрытых церквей.
Власть имущие атеисты поняли, что насилием временно можно закрыть церкви, но веру искоренить нельзя. Насильственное закрытие может привести только к народному недовольству. Поэтому тактика борьбы с религией была изменена!
В Кировскую епархию был послан ставленник Куроедова епископ Иоанн.
7 февраля 1966 г. секретарь Патриархии сказал представителю кировских верующих Г. Т. Ворончихину относительно отстранения от кафедры епископа Иоанна: «Епископов назначает и увольняет государственная власть, а не Патриархия! Поэтому Патриархия не может самостоятельно отстранить от управления Кировской епархией вашего епископа Иоанна!»
Епископ Иоанн, как теперь стало очевидно, должен был своими действиями погасить веру в сердцах людей, чтобы верующие сами закрыли церкви. С первого дня своего пребывания в г. Кирове он развил энергичную деятельность по разрушению Церкви Христовой.
***
В пос. Рудничном на средства верующих в 1947 г. был выстроен молитвенный дом. Епископ Иоанн, в сговоре с уполномоченным И. Д. Ляпиным и свящ. молитвенного дома В. Н. Коробовым, перевел последнего в гор. Нолинск, а в Совет по делам РПЦ они сообщили, что молитвенный дом не имеет достаточных доходов для своего существования.
Совет по делам РПЦ, на основании циркуляра Патриархии о закрытии церквей, не имеющих достаточного дохода для своего существования, закрыл этот молитвенный дом, и 1-го апреля 1964 года местные власти ночью разрушили его.
Верующие пос. Рудничного четыре раза ездили в Москву в Патриархию к митр. Пимену с жалобами на еп. Иоанна.
В своей четвертой жалобе на имя Патриарха от 27-го июля 1964 г. они писали:
«Мы в четвертый раз обращаемся к Вам с просьбой расследовать наше дело и осудить недостойный поступок о. Василия Коробова и еп. Иоанна. Они совершили обман и предательство! Местные власти официально заявили, что молитвенный дом закрыт еп. Иоанном… Мы просим Вас расследовать дела Кировской епархии, удалить от нас еп. Иоанна и послать нам истинного пастыря».
Все жалобы остались без ответа!
Осенью 1963 г. еп. Иоанн, без всякой вины, запретил служить старому протоиерею Алек. Кл. Кибардину, настоятелю церкви с. Кстинино, а второго священника и диакона этого села перевел в гор. Халтурин, где не требовались ни диакон, ни священник. Церковь же в с. Кстинино он закрыл с января 1964 г. до середины мая 1964 г.
Под давлением верующих ему пришлось послать в церковь с. Кстинино священника, но прот. А. К. Кибардина различными запрещениями он выжил из Кировской епархии.
Ненужным переводом в церковь г. Халтурина священника и диакона он создал вражду, в результате которой запретил служить старому священнику А. Орлову.
20 декабря 1964 г. он неожиданно приехал в г. Халтурин и здесь посвятил переведенного из с. Кстинино диакона А. Е. Амосова в священники и объявил его настоятелем Церкви. Когда недоумевающий народ стал спрашивать, почему он убирает имеющегося настоятеля свящ. А. Г. Никулина, то он на всю церковь закричал: «Не я его убираю, а он сам вас покидает. Он, как блудливый кот, надоел мне со своими просьбами перевести его в другой приход».
В церкви возник шум. Когда одна из спрашивающих женщин подошла к нему на благословение, он на всю церковь закричал: «Будь ты проклята!» При выходе из церкви он закричал на другую женщину: «Будь ты проклята, не будет тебе прощения ни в настоящем веке, ни в будущем!»
У церкви «Владыка» объявил свящ. И. Г. Никулину о том, что он запрещает ему служить. Об этом бесчинстве Патриархии известно из письма Б. В. Талантова от 19 марта 1965 г.
Осенью 1963 г. еп. Иоанн перевел без всяких оснований архим. Клавдиана Моденова из с. Анкушино в с. Корляки и до настоящего времени препятствует назначению в это село священника, хотя имелись достойные кандидаты, желающие поступить туда. Он закрыл этот храм, потому что он дает малый доход Патриархии и государству, а такие приходы, как он сказал, «Патриархия решила закрыть».
В начале 1965 г. еп. Иоанн задумал закрыть деревянный молитвенный дом в гор. Котельнич. Для этой цели он по телефону сообщил обл. уполномоченному Совета по делам РПЦ Б. В. Родину, что настоятель молитвенного дома священник И. Г. Никулин объявил верующим о явлении чудотворной иконы и толпы паломников идут теперь в молитвенный дом.
Эта клевета была рассчитана на то, что уполномоченный сразу возьмет регистрацию у свящ. И. Г. Никулина и молитвенный дом будет фактически закрыт. Но в результате расследования уполномоченный установил, что это была клевета и не взял регистрации у свящ. И. Г. Никулина.
Подлая клевета еп. Иоанна стала известна многим, и он возненавидел свящ. И. Г. Никулина.
2-го августа 1965 г. у свящ. Никулина случился острый припадок аппендицита, и его в тот же день оперировали. Находясь в больнице, он получил от еп. Иоанна указ о том, что «он запрещается в священнослужении за самовольное оставление Церкви».
17-го августа еп. Иоанн посвятил в сан священника диакона Молитвенного дома Николая Малиновского, а 19-го августа, наругавшись в храме на свящ. И. Г. Никулина, он объявил народу, что настоятелем молитвенного дома становится новый свящ. Н. Малиновский.
В августе—октябре свящ. И. Г. Никулин трижды ездил в Патриархию с жалобой на беззаконие епископа-самодура. В последнее посещение управляющий Патриархией архиепископ Алексий начал защищать еп. Иоанна и обвинять неизвестно в чем свящ. И. Г. Никулина.
Между тем, новый свящ. Н. Малиновский, по научению еп. Иоанна, начал гнусное дело разрушения церковной жизни: он стал доносить и клеветать на старосту Е. Р. Нечанову, пьянствовать дома и в алтаре, вымогать у старосты деньги.
«Я закрою церковь, — кричал он пьяный, — и епископ даст мне любое место». Однажды в конце ноября он, пьяный, служил литургию. Во время великого входа он вдруг заметался по храму с дискосом и потиром, поставил их куда попало и с амвона стал поносить Церковный Совет. Такая сцена повторялась трижды.
Находящиеся в храме спрашивали старосту: «Что это у вас за комедия?»
После этого почти никто не стал ходить в Молитвенный Дом.
Староста Е. Р. Нечанова обратилась к районному уполномоченному с просьбой лишить регистрации свящ. Н. Малиновского, но последний сказал: «Не могу, за него стоит архиерей».
«Как же нам быть, ведь он бесчинствует и вымогает деньги?» — спросила Е. Р. Нечанова.
«Вот нам такие священники и нужны!» — сказал, улыбаясь, уполномоченный и тем самым раскрыл тайну предательства еп. Иоанна.
8-го декабря Е. Р. Нечанова приехала в г. Киров и сообщила еп. Иоанну о всех этих бесчинствах. Он, желая ее устрашить, сказал: «По клевете одной монашки меня посадили в тюрьму, но скоро разобрались и выпустили, а монашку на моих глазах жестоко избили».
В конце беседы он насмешливо сказал: «Помогли ли вам жалобы на меня в Патриархии?»
11-14 декабря Е. Р. Нечанова и Г. Т. Ворончихин были в Патриархии с жалобой на беззакония еп. Иоанна. Архиеп. Алексий и в этот раз с яростью защищал все действия еп. Иоанна и обвинял свящ. И. Г. Никулина.
Таким образом, первые иерархи церкви: митр. Пимен, митр. Никодим (первый друг еп. Иоанна) и преосв. Алексий являются сообщниками в нечестии. «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного оба мерзость пред Господом» (Притч. Солом. 17, 15).
Начиная с конца 1963 г. в Кировской епархии церкви закрываются еп. Иоанном, а не органами гражданской власти, он же препятствует восстановлению некоторых закрытых церквей. Он же разогнал многих старых священников и препятствует назначению новых, так что две церкви не имеют священников более 3-х лет.
Кроме того, он возвышает недостойных священников и этим способствует тому, что верующие, где служат эти священники, перестают ходить на богослужения, как это имеет место в с. Истобенске и в Спас-Талица.
Его поведение и его практическая деятельность показывают, что он не только закрыватель церкви, как это делали органы гражданской власти, но и погашает веру в сердцах многих верующих.
***
Патриархия не только не боролась с незаконным закрытием храмов, но когда в 1964 г. за границей стали писать и говорить о насильственном закрытии церквей в СССР, то для «опровержения» этого митр. Никодим выступил в газете «Юманите», а митр. Пимен по радио.
Их выступления сводились в конечном итоге к утверждению, что церкви закрывались добровольно. Они черное называли белым, а белое — черным. Это неубедительная ложь, возможная только в условиях, когда широкие массы верующих не могут открыто сказать свое слово.
Даже в журнале «Советское государство и право» № 1 1965 г. в статье Г. 3. Анашкина: «О свободе совести и соблюдении законодательства о религиозных культах» написано: «Между тем воспитательная работа с верующими в некоторых местах подменялась грубым администрированием, вызывающим лишь недовольство и озлобление среди верующих, что используется зарубежными реакционными кругами для антисоветской пропаганды»…
Патриархии хорошо известны все случаи насильственного закрытия церквей из многочисленных жалоб верующих, Патриархия давно начала распространять за границей ложь о положении Церкви в России, в частности, в августе 1960 г. на богословской конференции в Бьевре выступил от Патриархии проф. Л. Парийский с утверждением: «В Советском Союзе христианские церкви имеют полную свободу существования». По поводу этого выступления кировский верующий Б. В. Талантов 30 мая 1961 г. написал письмо в «Журнал Московской Патриархии», в котором, после детального разбора этого утверждения, было написано: «Проф. Л. Парийский в угоду безбожникам сказал ложь. Он побоялся людей, но не побоялся Бога»…»
В своем письме к Вашему Святейшеству от 20 февраля 1963 года мы писали:
«Что же это за свобода, если областной уполномоченный по делам РПЦ на просьбу верующей зарегистрировать в церковь священника показывает ей фигу и говорит: „Вот тебе кукиш, а не священник!“
…Мы просим Вас прекратить распространение за границей через представителей Патриархии ложных сведений о положении и состоянии Церкви в СССР».
Но Патриархия оставила без внимания эти предупреждения!
Лживые выступления митрополитов Пимена и Никодима — предательство Церкви! Они пренебрегали словами Св. Писания:
«Мерзость пред Господом — уста лживые» (Притч. Сол. 12, 22).
«Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (I Иоан. 3, 10).
V — УДАЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЦЕРКВИ
9, 10 и 11 августа 1963 г. большие наряды милиции и дружинников в 6 часов утра и до 4 часов вечера кольцом оцепили единственную в городе Кирове Серафимовскую церковь и не пропускали в церковь женщин с детьми, а также подростков от 8 до 18 лет.
Но это насилие привело к обратным результатам. Женщины смело вступали в рукопашную схватку с дружинниками и легко прорывали сцепление.
Милиция и дружинники поняли, что открыто воевать с женщинами и детьми позорно!
Поэтому 11 августа к 10 часам утра милиция и дружинники оставили поле битвы. Верующие радовались своей победе, но радость была непродолжительна. Священники Кировской епархии твердо помнят слова грозного «владыки» Иоанна: «Я запрещу служить священнику, который посмеет ослушаться какого-либо распоряжения уполномоченного». Поэтому достаточно было уполномоченному сказать священникам, чтобы они детей школьного возраста не исповедали и не причащали, как это тотчас же, и притом без всякого объявления верующим, было точно исполнено.
С середины августа 1963 г. (с начала Успенского поста) в Серафимовской церкви гор. Кирова послышались стоны и плач женщин и детей. Священники без объявления категорически отказывались исповедать и причащать детей школьного возраста и причащать детей дошкольного возраста, приведенных (или принесенных) бабушками. Этот порядок существует и до сих пор.
Сначала власть имущие атеисты хотели не допускать детей в храмы посредством насилия. Это им не удалось.
Тогда они легко и бесшумно осуществили это беззаконие посредством духовенства.
Всем известно, что советские законы не запрещают детям посещать храмы и здесь исповедаться и причащаться.
Этот факт неопровержимо доказывает, что Высшее Церковное Управление посредством епископов, подобных еп. Иоанну, превратило всех священников, помимо их воли, в послушное орудие атеистов, — орудие, направленное на разрушение Церкви.
Служители Церкви внешне служат Богу, а делами своими открыто нарушают заповедь Божию: «Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им» (Марка 10, 4).
VI — НЕЗАКОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КРЕСТИН И ДРУГИХ ТРЕБ
В Советских законах черным по белому написано, что в частных квартирах без особых разрешений и уведомлений властей разрешается отправление обряда крещения. Из этого ясно, что никаких регистраций паспортов при крещении не требуется.
Ваш циркуляр от 22/ΧΙΙ-1964 г. за № 1917, во-первых, требует, чтобы таинство крещения совершалось только в храме и, во-вторых, требует предъявления и регистрации паспортов.
Первое требование находится в полном противоречии с Канонами Церкви и практикой Вселенской Церкви. В гор. Кирове, например, половина или ¾ верующих в возрасте от 20–35 лет крещены на дому. Почему? Потому что во время, когда родились эти люди, не было церквей на десятки-сотни километров. Но такое же положение сейчас и в восточной части Кировской области, где на сотни километров закрыты все церкви.
Ведь во всей Кировской области, площадь которой в 3 раза больше площади Голландии, осталось всего 33 церкви.
В г. Вятке было 36 церквей, т. е. больше, чем теперь во всей Кировской области. Ясно, что в этих условиях совершенно невозможно требовать, чтобы крещение обязательно совершалось в храме.
Регистрация же паспортов незаконна и введена только для того, чтобы препятствовать распространению христианской веры. В церквах Кировской области постоянно можно наблюдать такую печальную картину: приехали за сотни километров муж и жена со своим младенцем, чтобы его крестить. Но у них не оказалось нужной справки, заменяющей паспорт. Ведь колхозники паспорт не имеют!
Без справки отказывают в крещении!
Происходит драматический разговор между родителями и священником. Мать ребенка со слезами умоляет священника крестить ее ребенка без справки. А такую справку во многих районах председатели колхозов и председатели сельсоветов не дают.
Священник, помня слова грозного «владыки» Иоанна, не решается крестить без справки, потому что у «владыки» везде полно доносчиков. Верующие и не подозревают, что все эти бедствия происходят от циркуляра, изданного Патриархией!
Итак, циркуляр за № 1917 противоречит гласному советскому законодательству и направлен на то, чтобы препятствовать распространению христианства!
Это предательство Церкви!
Ваше Святейшество!
Побойтесь суда Божия! Мы умоляем Вас, немедленно отмените этот циркуляр.
VII — В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НЕТ СПРАВЕДЛИВОГО ЦЕРКОВНОГО СУДА
Для разрушения церковной жизни и погашения веры в сердцах людей, в Кировскую епархию в конце 1962 г. был послан ставленник Куроедова епископ Иоанн.
Более 2-х лет отдельные верующие, миряне, священники и церковные советы непрерывно направляют в Патриархию индивидуальные и коллективные письма, жалобы и заявления; направляют своих представителей с требованием произвести расследование всех дел епископа Иоанна, предать его церковному суду и извергнуть из духовного сана.
Патриархия же (митр. Пимен, архиепископ Алексий) либо хранит гробовое молчание, либо яростно защищает его нечестивые дела. Полная безнаказанность довела его до крайнего самодурства, невиданного нигде в Советском Союзе и порочащего Церковь.
Он открыто насмехается и мстит тем, кто на него жалуется.
Всякое общество, в котором нет справедливого суда, которое не очищает себя от разложившихся элементов, неминуемо погибает!
Патриархия, оставляя без церковного суда нечестивые дела, тем самым показывает, что она является соучастницей этих дел.
Верующие нашей страны должны знать, что такие действия первых иерархов Церкви направлены на разрушение Церкви.
Настоящим мы еще раз просим Вас, Ваше Святейшество, немедленно отстранить еп. Иоанна от управления Кировской епархией, предать его справедливому и открытому церковному суду!
За свое нечестие и беззаконие он должен быть извергнут из духовного сана!
«Итак, — говорит св. апостол Павел, — извергните развращенного из среды вас!» (I Коринф. 5, 13)
Справедливому и открытому церковному суду должны быть преданы и другие развращенные епископы и священники: Церковь должна быть очищена от предателей, нечестивых и любостяжателей и развращенных пьяниц!
Хорошо известны в Кировской области и такие священники, которые открыто, для погашения веры, бесчинствуют во время богослужений и превращают алтари в кабаки!
Мы просим Вас, Ваше Святейшество, поставить нам епископом либо архим. Серафима Суторихина, уроженца г. Кирова, ныне проживающего в г. Самарканде, либо архим. Клавдиана Моденова, настоятеля церкви С. Корляки, Кировской области.
Мы, верующие Кировской епархии, согласны с священниками Η. Н. Эшлиманом и Г. П. Якуниным в том, что теперь «высшая церковная власть стоит перед неизбежным выбором: либо решительными действиями искупить свою тяжелую вину перед Русской Церковью, либо окончательно перейти в лагерь ЕЕ врагов».
МЫ ТРЕБУЕМ:
1) Прекращения вмешательства государственных чиновников в хозяйственно-финансовые дела приходов, в назначение и увольнение епископов и священников.
2) Возвращения верующим незаконно закрытых храмов и монастырей и разрешение церковного звона.
3) Прекращения вмешательства государственных чиновников в перерегистрацию двадцаток и выборы церковных советов и старост.
4) Прекращения регистрации треб.
5) Восстановления права беспрепятственного совершения треб.
6) Восстановления права исповедаться и причащаться детям школьного возраста.
7) Начать подготовку к созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви.
ВЕРУЮЩИЕ ГОРОДА КИРОВА:
- Талантов Борис Владимирович — ул. Урицкого, дом 12, кв. 1.
- Халявин Иван Семенович — ул. Свободы, д. 54.
- Халявина Екатерина Матвеевна — ул. Свободы, д. 54.
- Царегородцева Викерия Дементьевна — Динамовский проезд, д. 6.
- Ворончихин — г. Киров, ул. М. Гвардии 13/2.
- Жаровцева Евдокия Васильевна — ул. Семеновская, д. № 20.
- Машковцева Парасковия Васильевна — ул. Ключевая, д 11-А.
- Овечкина Екатерина Ивановна — г. Киров, ул. Карла Либкнехта, д. 98.
- Семинарист Одесской Духовной Семинарии Каменских Никодим Николаевич — гор. Нолинск, Кировской обл., ул. Первомайская, д. 50.
- Лохтина Клавдия Гавриловна — Нолинск, ул. Садовая, д. 17.
- Лышна Евдокия Савельевна — г. Нолинск, ул. Дружинская, д. 13.
- Зырянова Агр. Дим. — г. Белая Холуница, ул. Красная, д. 17.
ДОПОЛНЕНИЕ К ПИСЬМУ ВЕРУЮЩИХ КИРОВСКОЙ ЕПАРХИИ
ИЮЛЬ 1966 г.
Кировский епископ Иоанн продолжает свою разрушительную деятельность. Он устно и письменно запрещает служить твердо верующим священникам и диаконам.
Прилагаемая копия официального отношения без всяких комментариев показывает самодурство еп. Иоанна.
Копия
Кировское епарх. управление
25 июля 1966 г. г. Киров № 508
Священнику Котельнического молитвенного дома Иоанну Григорьевичу Никулину.
Канцелярия епископа Кировского и Слободского на Ваше отношение от 22 июля 1966 г. сообщает Вам резолюцию Преосвященного Иоанна:
«Распоряжение № 397 от 19 июля 1966 г. Вам послано ошибочно. Ваше своеволие, проявленное еще в 1964 году и продолжающееся до сего времени, соответственно обращения Его Святейшества ко всем Епархиальным Преосвященным от 6 июня 1966 года по исходящему № 1062 от 8.07.66 г., исключает Вас из состава клира Кировской епархии. За все свои самовольные деяния несите ответственность без моего посредства.
Епископ Иоанн».
Секретарь канцелярии Епископа
Кировского и Слободского. В. Марков.
_____________
Свящ. И. Г. Никулин 30 июля с. г. был в Епархиальном Управлении и просил еп. Иоанна принять его или разъяснить отношение № 508. Но епископ Иоанн отказался принять его и разъяснить смысл этого документа.
———
1 Еп. Иоанн (в миру Иван Спиридонович Иванов) родился в 1912 г. в Пскове, в семье рабочего. Священником он стал во время немецкой оккупации в 1943 г. в родном Пскове, эвакуировался в Литву, а затем вернулся в Псков. «Был связан с партизанским движением, за что имеет правительственную награду». Окончил в 1954 г. курс Ленинградской духовной академии. Во епископа поставлен 21 ноября 1962 г. До редакции «Вестника» дошли недавно слухи, что еп. Иоанн недавно внезапно скончался. Прим. Ред.
2 Митрополит Антоний Кротевич принадлежит другому поколению: он родился в 1890 году, а во епископа был посвящен в 1944 году. Имеет старое семинарское образование. О том, что митрополиту Антонию приходилось в Туле служить под прикрытием наряда милиции, писал в своей статье «Слушая радио» А. Левитин. Все же, недавно митрополит Антоний был уволен на покой (вероятно, из опасения народных волнений). Прим. Ред.
Опубликовано в «Вестнике РСХД» №82, IV, 1966 г.
Иллюстрация: Патриарх Алексий I с председателем Президиума Верховного Совета СССР Н. Шверником и председателем Совета по делам РПЦ Г. Карповым
Читайте также:
- Борис Талантов: вятский рыцарь веры
- Страшными, чудовищными личностями были не старосты, а наши епархиальные архиереи
- На почве «Декларации» выросли все ядовитые поганки Московской Патриархии
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: