Откуда взяться самоуважению и любви к ближним после чтения утренних и вечерних молитв?
12 мая 2020 Владислав Головин
Мы всегда невольно сравниваем себя с другими. И даем себе оценку — или cо знаком плюс или со знаком минус. Да, все слышали, что сравнивать себя нужно не с другими, а с собой вчерашним. Но привычка иногда берет верх.
Для повышения чувства уверенности и психотерапевты, и тренеры успешного успеха дают много разных инструментов. Аффирмации, дневники достижений, работа с обидами. И это все работает. Кому-то в личной терапии, кому-то достаточно тренинга, а кому-то и книги хватает.
Как верующий человек, давно интересующийся светской нерелигиозной психологией, я решил посмотреть на наши православные молитвы с этой точки зрения. Простой и очень поверхностный контент-анализ. Самоосуждение, негативная оценка своего характера и собственной личности — 26 высказываний. Актуализация чувства вины — 19 высказываний.
По традиции считается обязательным каждое утро и каждый вечер читать молитвы, где вот это все. (Много лет уже не читаю.) Каждый день по 19-20 раз человек характеризует себя как «недостойный, грешный, непотребный». Примерно столько же раз человек напоминает себе, что он согрешил, что в нем нечистота, и что он хуже скота.
Почти 365 раз в году (во время Светлой седмицы читается пасхальное правило). Много лет подряд. Фактически это как аффирмации этой вашей Луизы Хей и ей подобных. Только со знаком минус. В аффирмациях советуется себя подбадривать и верить, что все получится. Что люди хороши и мир прекрасен. Здесь фактически человек себе доказывает, что он испорченное создание, которое вечно виновато перед Всевышним.
Вопросы:
1. Откуда здесь взяться самоуважению, уверенности, пониманию ценности человеческой личности, любви к себе, принятия себя?
2. Как можно любить себя и принимать, уважать себя и постоянно напоминать себе о своей глубокой испорченности и ничтожестве? Совмещение этих двух переживаний — разве это не патология?
3. Если постоянно уверять себя в том, что во мне скверна, меня родили в грехах и что даже зачали меня в беззаконии, то откуда возьмется любовь к ближнему? Ведь возлюбить ближних нужно как самого себя, а если себя человек презирает и ненавидит, то и к ближним будет относится так же.
4. Почему все Евангелие в этих молитвах сведено только к актуализации чувства вины и стыда? Или это просто код христианства, главный его нерв? Да, я знаю, что мы все согрешили и лишены славы Божьей, и Христос нас от этого спас. Но зачем так много акцента на своем ничтожестве? Разве Христос не назвал своих учеников друзьями, а не грешными рабами? Разве тех грешников, которые приходили к нему, Он призывал постоянно винить себя? Наоборот, Он очень быстро прощал их и призывал изменить поведение, а не вечно вариться в своем стыде.
5. Кто знает другие молитвы, в которых не будет этого постоянного самоосуждения?
6. Самое страшное для меня — а что если переживание стыда и вины становится самоидентификацией человека как христианина? То есть человек считает себя настолько ближе к идеальному я, насколько сильно и часто он погружается в это переживание чувства вины и стыда? Тогда вообще может сформироваться привычка возвращаться к грехам, чтобы снова пережить это «покаяние». Может, отсюда у многих прихожан ощущение того, что годы проходят, а на исповеди каешься в одних и тех же грехах?
Это я не для того, чтобы сказать, что все плохо и кошмар-кошмар. Я хочу дискуссию по этому поводу. Мнение думающих христиан.
Вот сам подсчет, контент-анализ утренних и вечерних молитв.
Самоосуждение, негативная оценка своего характера и собственной личности:
1. Благодарю тебя за то, что Ты не прогневался на меня ленивого и грешного;
2. В беззакониях зачат, во грехах родила меня мать;
3. Никогда не сделал ничего доброго перед Тобою;
4. Лежащаго мя в лености ускорив возстави;
5. Приими моления наша, яже от скверных к Тебе устен творим;
6. Святый Ангел, поставленный блюсти мою бедную душу и несчастную жизнь;
7. Не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержанность мою;
8. Отгони от меня, ничтожного и несчастного раба Твоего;
9. От несчастного моего сердца и от помраченного ума моего;
10. Ибо я нищ и слаб;
11. Ибо есть во мне семя погибели;
12. Даруй, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему;
13. И помилуй меня, грешного раба Твоего;
14. Моим согрешениям нет числа;
15. Помилуй меня, Творец мой и Владыка, беспечного и недостойного раба Твоего;
16. Чтобы я в мире лег, уснул и успокоился, блудный, грешный и несчастный;
17. Господи, просвети мое сердце, которое омрачено лукавыми желаниями;
18. Я и не сотворил ничего доброго пред Тобою;
19. Помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого;
20. Молись за меня, грешного и недостойного раба;
21. Меня, умерщвленного страстями, оживи;
22. Душу мою ослепшую просвети;
23. Услышь глас непотребного раба Твоего;
24. Руки и уста возношу ко хвале, оскверненные скверною;
25. Даруй мне потоки слез, Пречистая, души моей скверну очищающие;
26. Не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня.
Актуализация чувства вины:
1. Благодарю Тебя за то, что… не погубил меня с беззакониями моими;
2. Грех мой всегда предо мной;
3. Тебе единому согрешил и лукавое перед Тобою сотворил;
4. Отврати лице Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти;
5. Боже очисти меня грешного;
6. Остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами;
7. И очисти ны от всякия скверны плоти и духа;
8. Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими;
9. Прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и, если я чем согрешил в прошедшую ночь;
10. Не прогневайся на нас сильно и не вспомни беззаконий наших;
11. Прости мне грехи, которые я совершил в этот день делом, словом и помыслом;
12. И очисти, Господи, смиренную мою душу от всякой нечистоты плотской и духовной;
13. И отпусти мне, недостойному, и прости все грехи, которыми я согрешил сегодня перед Тобою как человек и, более того, не как человек, но даже хуже скота;
14. Оставь мне, и отпусти мои грехи, и прости меня, ибо Ты Благой и Человеколюбивый;
15. Все, в чем я в сей день согрешил словом, делом и мыслию, Ты, как Милостивый и Человеколюбивый, прости мне;
16. Господи, я, как человек, согрешил, Ты же, как щедрый Бог, помилуй меня, видя немощь души моей;
17. Прости мне все, в чем я согрешил в сегодняшний день;
18. Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наша вольные и невольные;
19. Сподоби меня, Господи, ныне возлюбить Тебя, как я возлюбил некогда тот самый грех, и вновь послужить Тебе без лености, усердно, как я прежде поработал на сатану.
Рисунок Вячеслава Полухина
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)