Патриарх Кирилл: Любите врагов ваших, гоните фотографирующих вас
15 октября 2018 Ахилла
Вчера в Минске после литургии в освященном храме-памятнике в честь Всех святых патриарх Кирилл сказал проповедь о любви к врагам. В частности, там были такие слова:
«…в воскресном Евангелии есть слова, которые для всех нас являются огромной силы вызовом, — быть может, это самое радикальное утверждение во всем Новом Завете. А слова такие: «Любите врагов ваших» (Лк. 6:35).
А кто именуется врагом? Представление о враге формируется в нашем сознании, когда мы чувствуем исходящую от кого-то опасность. И когда Господь говорит «любите врагов ваших», Он, конечно, имеет в виду не тех, кто приходит на твою землю с оружием в руках, выжигает села и города, несет несчастья людям. Не о них речь — на противостояние таким врагам Церковь всегда благословляла свой народ. Речь идет о других врагах — тех, кто нас окружает. Ведь если не у каждого, то у многих есть в окружении люди, с кем не хочется общаться, кого мы стремимся избегать.
Как же можно любить врагов? Утверждение Евангелия будто противоречит жизненной логике. Казалось бы, с врагами нужно бороться, им нужно противопоставлять свою собственную силу, чтобы их сила не взяла над тобой верх. Но в Евангелии нет ни одного лишнего или пустого слова. Все, что в Евангелии сказано, будь то «любите врагов ваших» или «если кто ударит в правую щеку, подставь левую» (см. Мф. 5:39), — это Божественная мудрость, которую мы не можем игнорировать. Для большинства из нас это реальный вызов. Как так? Как можно подставлять левую щеку тому, кто ударил тебя в правую? Как можно любить врага? Но Господь нам об этом говорит не случайно. Думаю, в подлинном понимании этих слов и содержится ключ к нашему человеческому благополучию и счастью. Ведь враг — не только тот, кто на тебя поднимает руку; обычно таких очень мало, и в правовом обществе с ними хорошо разбираются правоохранительные органы. Если кто-то напал на тебя на улице, то это даже не твое личное дело — это дело тех, кто защищает правопорядок в стране. В Евангелии речь, конечно, о других врагах, — о тех, кого мы считаем таковыми, кто воспринимается нами как противник, несущий нам опасность. Что же происходит, когда некто, кого мы считали врагом, действительно наносит нам некий ущерб — словами, делами, интригами? Как мы должны ответить на все это? «Любите врагов ваших».
Попробуй полюбить того, кто встал поперек дороги и тебе мешает, — но Господь говорит: «Любите врагов ваших».
…Как только мы опознаем в ком-то врага, мы лишаемся внутреннего мира и покоя, а значит, мы уже побеждены этим врагом«.
В тот же день, еще до начала литургии, из того же храма был изгнан священник-блогер Александр Шрамко за то, что накануне сфотографировал и опубликовал в фейсбуке фото автомобиля, на котором приехал на всенощную патриарх, и его охранников. Как написал отец Александр, «там именно патриарх задет сильно».
Патриарх был задет так сильно, что облаченного уже в литургические одежды священника не только выгнали из храма, но и устно отправили под запрет.
Можно сделать два вывода: то ли священник-блогер был из тех врагов, что приходят «с оружием в руках» (мобильником) и сжигают (фотографируют) города и села (автомобили и охрану), то ли святейший владыка был «побежден внутренним врагом», что не может не печалить его любящую паству.
Также возникает вопрос: если кто-то решит «ударить в правую щеку патриарха», то как же он сможет исполнить заповедь о левой щеке, если и первого удара «врага» не допустят ФСОшники?..
Фото: свящ. Игорь Палкин/patriarchia.ru
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: