Патриарх Кирилл: Всегда нужно говорить: Донбасс — это Россия
27 февраля 2023 Ахилла
Вчера, в Прощеное воскресенье, патриарх Кирилл сказал во время чина прощения:
«Как архипастырь, несущий ответственность перед Богом за Церковь нашу, как Патриарх, я особенно у всех вас испрашиваю прощения. Какие-то мои слова, дела, поступки могли возбудить в вас чувство неприятия или, что еще хуже, разочарования. Если нечто подобное имело место, то не от злой моей воли, а, может быть, от неведения или, как говорится в молитве, от окамененного нечувствия».
В тот же день патриарх встретился с детьми, спортсменами Донбасса, на встрече он сказал геополитическую проповедь:
«С Донбассом у Патриарха особая связь. Донбасс сегодня — это форпост Русского мира, форпост России. Вы знаете, что много врагов у Русского мира и враги были всегда, на протяжении всей истории России. Причин тому несколько. Во-первых, Россия очень сильная, и те, кто претендует на господство над другими, всегда понимают: пока есть Россия, особенно господствовать в мире не придется. Всегда найдется сила в лице России, которая скажет: «Остановитесь, не обижайте слабых, не безобразничайте, не нарушайте законов». И ведь эта миротворческая миссия России связана не только с тем, что у России своя политика, свои требования к окружающему миру, но и с тем, что Россия всегда чувствовала необходимость защищать тех, кого несправедливо обижают, кого эксплуатируют, особенно если те, о ком идет речь, сами исторически принадлежат к Русскому миру.
Вот так произошло и в то время, когда антироссийские силы пришли к власти на Украине. Пришли с единственной целью — оторвать Украину от России. Потому что историческая связь, которая проистекает от самой Киевской Руси, осознание которой сопровождало всю историю нашего народа, представляла опасность для всех, кто не желал усиления и укрепления Русского государства. И особенно драматически эта борьба с Русским миром, с единством Святой Руси стала проявляться после распада Советского Союза, когда западные страны почувствовали, что наступил момент, когда можно принудить Россию к такому поведению, которое, не соответствуя интересам суверенитета России, служило бы интересам других стран.
Но с Россией так поступить невозможно. У России есть свое самосознание, которое проистекает из наших исторических глубин. Россия понимает, какова ее миссия, и эта миссия всегда была связана, как ни странно, с защитой тех, кого обижали. Обычно государства и страны строят свою политику прагматически — стараются дружить с сильными, заручаться их поддержкой, а если есть возможность усилиться и увеличить свое богатство за счет других, почему бы этого не сделать? Но Россия никогда не шла таким путем. Удивительно: эта страна всегда стремилась защитить тех, кого обижали сильные. Вот почему и начала Русь собирать вокруг себя племена и народы и стала великим государством.
… Донбасс — русская земля, это каждый знает. По безрассудству государственных властей, по глупости или по предательству эта земля оказалась за границей России — при всем том, что абсолютное большинство людей говорит на русском языке, абсолютное большинство отождествляет себя с русским народом. Очень многие на протяжении истории защищали Россию, в том числе с оружием в руках, — достаточно вспомнить замечательные, хоть и трагические страницы Великой Отечественной войны, когда Донбасс встал на защиту всей страны. И вдруг кто-то решил вырвать всё это из нашей исторической памяти, переформатировать наше национальное сознание, доказать людям Донбасса, что они и не русские вовсе и не имеют к России никакого отношения.
Всё это повлекло за собой события, о которых вы знаете лучше, чем я. Замечательно, что Россия встала на защиту интересов Донбасса и не допустила осуществиться планам наших противников. А теперь мы все вместе, и это, конечно, дает основание с уверенностью смотреть в будущее. Россия своих не бросает. Россия способна защитить и помочь, но и Донбасс должен продолжать свои героические традиции защиты Родины — нашей общей единой Родины. А для того чтобы защищать, нужно быть абсолютно уверенным в правоте своего дела. И я очень бы хотел, чтобы в первую очередь дети и молодежь Донбасса понимали, что борьба, которая сейчас идет, — справедливая борьба, потому что она связана с защитой исторического наследия. Я имею в виду органическую принадлежность Донбасса государству Российскому. Донбасс — не какая-то сторонняя территория, которую присоединили к России, это исторически русская земля.
И мне кажется, что приезды в Москву детей и молодежи Донбасса должны укреплять убежденность молодых в правоте того дела, которое мы все вместе сейчас осуществляем. Потому что от этого действительно зависят, в прямом смысле слова, наша подлинность, наша идентичность, наша возможность осознавать себя русскими людьми и отстаивать священную реальность единства Донбасса и России.
…Поэтому еще и еще раз хочу подчеркнуть важность Донбасса для России, а России для Донбасса. Мы — одна страна, мы — Россия, Донбасс — органическая, неразрывная часть России. И для того чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что это так, важно, чтобы вы, молодые люди, были носителями этого мировоззрения, этого самопонимания. Никогда не следует говорить «Донбасс и Россия». Всегда нужно говорить: Донбасс — это Россия».
«Всегда нужно говорить» — а давайте вернем патриарху Кириллу его же слова, которые он «всегда» говорил про Донбасс.
Цитаты патриарха будем приводить по ссылкам с его же главного сайта — сайта Патриархии.
29 июля 2009 года, из интервью телеканалу «Вести», о поездке по Украине:
«— Ваше Святейшество, Ваша поездка только началась, и Вас ждут еще Донецкая область, Крым, Западная Украина, Почаевская лавра. Чем обусловлен такой выбор маршрута?
— Потому что паства и в центре, и на юге, и на западе, и на востоке. И, естественно, нужно посетить места, которые связаны с историей Православия здесь, в Украине. Кроме того, есть хорошие и правильные поводы. Я не могу не посетить Донецк, потому что еще покойный Патриарх Алексий II собирался поехать в Донецк и в Донбасс, но по состоянию здоровья не смог этого сделать. Я не могу не посетить Крым, где был крещен князь Владимир, мой небесный покровитель. Нельзя не посетить Почаевскую лавру, потому что в этом году мы празднуем 450-летие принесения Почаевской иконы. Поэтому такие важные события мне хотелось провести, встретить и отпраздновать именно там, где это уместно, в тех местах, которые связаны с нашей церковной историей».
Из проповеди в Успенской Святогорской лавре 30 июля 2009 года:
«Я говорю об этом сейчас здесь, на этом святом месте, обращаясь к вам ― к тем, кто силой своей веры сохранил единство Церкви здесь, на украинской земле. Низкий вам всем поклон и Патриаршая благодарность от всей Русской Православной Церкви за ваше мужественное стояние в вере, за вашу верность Господу и Спасителю!
Я верю, что Господь приклонит милость к Украине, вразумит власти, вразумит и тех, кто по неведению, забвению и окамененному нечувствию пребывает в расколе. Я верю в исцеление народа, в исцеление национальной жизни Украины. И как Патриарх, в том числе, и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился, чтобы политические и национальные противоречия исчезли, чтобы единая Церковь Христова, Церковь-мученица и исповедница, бывшая верной Христу даже до смерти и разделявшая судьбу своего народа, вновь имела силу и возможность обнять материнскими объятиями всех своих верных чад.
Мое слово, исполненное любви, обращено сегодня не только к вам, жители Донбасса, но и к тем нашим братьям и сестрам, которые находятся в разделении. Мы будем молиться за вас, даже если вы не хотите этой молитвы, мы на коленях будем просить Бога, чтобы Он милость Свою приклонил к Украине, чтобы Он объединил Церковь, объединил народ, чтобы все вместе могли сказать: „Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие“».
6 мая 2011 года, посещение Донецка:
«Это земля, которая играет очень большую роль в истории, в общественной и экономической жизни Украины, — продолжил Святейший Владыка. — Но особенно я хотел бы подчеркнуть сильную веру жителей Донбасса».
7 мая 2011 года, проповедь после литургии в Спасо-Преображенском соборе Донецка:
«Наверное, народ Донбасса отмечен, в первую очередь, трудом. Большая часть людей трудится на опасных производствах, нередко рискуя жизнью, но как важен этот труд! Он тяжел до бесконечности, он связан с большими психологическими и физическими нагрузками, но люди трудятся, тем самым созидая экономическое могущество Украины. Донбасс является самым мощным экономически регионом Украины, поддерживавшим и поддерживающим страну в непростых экономических условиях».
14 сентября 2011 года, посещение Луганска:
«Я прибыл в Луганск с пастырским визитом. Это мое первое посещение Луганской земли, но не первое посещение Донбасса; и поводом является замечательное событие — 20-летие основания Луганской епархии.
Луганск, как и весь Донбасс, занимает особое место и в истории нашего некогда единого Отечества, и в современной жизни Украины. Это место, где ковалась и куется экономическая мощь, где работают люди-труженики, где создаются материальные ценности, имеющие большое значение для жизни человека, общества и государства.
Но в первую очередь я хотел бы сказать о вере жителей Луганской земли. Даже в то трудное время, когда здесь не хватало храмов, когда здесь не было епархии, вера православная жила в сердцах и умах людей и помогала им в их жизни, труде, борьбе. И сегодня, радуясь успехам Луганской епархии за минувшие 20 лет, мы с благодарностью вспоминаем предыдущие поколения верующих жителей Луганска и области, и будем возносить Богу благодарственную молитву об их подвиге и трудах — как и о трудах всех тех, кто сегодня умножает духовное благополучие Луганской земли и укрепляет материальное благополучие Украины».
Новость на сайте Патриархии от 8 января 2015 года:
«Перед началом праздничного представления в холле Кремлевского дворца Святейший Владыка побеседовал с большой группой детей из семей беженцев с востока Украины, приглашенных на Патриаршую елку».
С 2015 года проповедь «Русского мира» со стороны патриарха усиливается, но он продолжает называть Донбасс частью Украины:
«Переживания моего сердца и горячие молитвы с народом Украины, где общественно-политические противоречия и злая человеческая воля привели к братоубийственной вражде на Донбассе, которая приносит неизмеримые страдания в первую очередь мирным жителям. И сегодня вновь обращаю к сторонам этого конфликта свой призыв: братья, остановитесь, оставьте злобу и взаимные обиды, примиритесь!» (из доклада на открытии XXIII Рождественских чтениях, 21 января 2015).
Все новости на сайте патриархии идут с одним рефреном, начиная с 2014 года: Церковь оказывает помощь беженцам с юго-востока Украины.
27 сентября 2017 года патриарх дает интервью сербскому писателю Горану Лазовичу.
На провокационный вопрос «Вы являетесь духовным главой крупнейшей Православной Церкви в мире. Как Вы с этого высокого трона смотрите на страдания обычных русских людей, особенно тех, кто на Донбассе, и в других местах?» патриарх отвечает уклончиво, избегая фиксации на «русских»:
«Пастырь призван всегда быть со своей паствой, для любви к которой нет и не может быть никаких преград. Боль и страдание любого из моих чад, где бы они ни находились, — это и мои личные боль и страдание, ведь, как писал апостол Павел, „страдает ли один член, страдают с ним все члены“ (1 Кор. 12:26), а наипаче страдает тот, кому Богом вверена забота о всей Церкви.
Происходящие на Украине события, продолжающийся братоубийственный конфликт на юго-востоке страны, страдания множества людей, терпящих нужду, голод и лишения, — незаживающая рана на моем сердце, предмет постоянных печалований и молитв ко Господу.
Что может сделать Церковь? Церковь призывает всех нас усердно молиться. … И вот уже несколько лет во всех храмах Русской Православной Церкви ежедневно возносятся особые молитвы о мире на украинской земле, об искоренении злобы и преодолении разделений, о том, чтобы враг рода человеческого прекратил сеять смуту и вражду между братьями по вере».
Из доклада патриарха Архиерейскому собору 29 ноября 2017 года:
«На протяжении уже почти четырех лет вся полнота Русской Православной Церкви возносит ко Престолу Вседержителя горячие молитвы о прекращении кровавого разделения на территории Украины (в тексте доклада слово „Украина“ выделено жирным — прим. Ахиллы). Блаженнейший митрополит Онуфрий, епископат, духовенство и все верные чада Украинской Православной Церкви действительно нуждаются в сугубых молитвах. События последних лет подтверждают, что Украинская Православная Церковь остается единственной силой, способной объединять украинское общество. Мужественная, взвешенная позиция ее священноначалия, не позволяющего втянуть Церковь в конфликт ни на одной из его сторон, приносит свои благие плоды. Приносят свои плоды усилия Церкви по освобождению пленных, в значительных объемах оказывается гуманитарная помощь мирным жителям Донбасса, пострадавшим от военных действий. В миротворческом подвиге Украинской Православной Церкви проявляется её любовь к Украине, ее подлинный патриотизм».
25 декабря 2017 года во время встречи в Москве с А.В. Захарченко, Л.И. Пасечником и В.В. Медведчуком, патриарх подчеркнул, что военный конфликт на Донбассе идет на территории Украины, несмотря на то, что ему отвечали упомянутые деятели от лица «ДНР» и «ЛНР»:
«Русская Церковь скорбит, когда брат поднимает руку на брата. И я хотел бы особенно подчеркнуть необходимость скорейшего мирного разрешения проблем, связанных с боевыми действиями на востоке Украины. Глубоко убежден, что конфликт, который уносит жизни многих и многих людей, никому не нужен, но для того чтобы его остановить, нужны усилия с обеих сторон. Надеюсь, начатый процесс продолжится и станет залогом установления прочного справедливого мира. Да поможет нам всем Бог в решении этой жизненно важной задачи».
2 марта 2018 года в интервью представителям болгарских СМИ патриарх называет военный конфликт на востоке Украины — «гражданской войной»:
«…украинское общество очень разделено, и то, что происходит на Донбассе, — это гражданская война, в силу того, что часть Украины не приняла того, что принято в другой части страны».
6 марта 2022 года, в Прощеное воскресенье, патриарх заявляет, что 8 лет Донбассу пытаются навязать новые ценности — гей-парады. Начинается проповедь «восьми лет»:
«Кто нападает сегодня на Украину, где восемь лет идет подавление и истребление людей в Донбассе; восемь лет страданий, и весь мир молчит — что это означает?»
Но пока еще в словах патриарха нет упора на русских Донбасса, только на православных.
С 9 марта начинаются проповеди патриарха уже о «едином русском народе»:
«сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ».
11 марта патриарх пишет письмо и.о. генсекретаря ВСЦ, где приводит «причину» конфликта на Донбассе:
«Тогда же начался вооруженный конфликт на Донбассе, население которого отстаивало свое право говорить на русском языке».
Все последующие проповеди патриарха Кирилла в 2022-23 годах проходили под буквой Z, точно в соответствии с политикой российской власти.
Остается один вопрос, который поднял вчера во время «покаяния» сам патриарх: вся его лживая демагогия — от «злой воли» или от «окамененного нечувствия»?..
Фото: patriarchia.ru