Педофил Спиридон Абрамов: Верю, что у Бога на меня лучший план

12 ноября 2021 Ахилла

На сайте Биробиджанской епархии было опубликовано решение церковного суда епархии о лишении сана осужденного за педофилию иеромонаха Спиридона (Абрамова). В приложенном pdf-файле есть интересный момент — отрывки из письма арестованного Абрамова, написанного им еще летом прошлого года из СИЗО по просьбе архиепископа Ефрема.

Стиль письма таков, будто его на пару сочиняли работники правоохранительных органов и епархии, настолько нелепо это письмо, но мы приведем текст, а вы сами решайте, действительно ли и в здравом ли уме это писал сам Абрамов:

«Епархиальный архиерей Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем направил запрещенному клирику иеромонаху Спиридону (Абрамову) письмо (исх. № 42/1.42 от 22.06.2020) в СИЗО № 1 г. Биробиджана, где он содержался под стражей, с просьбой прислать в адрес Епархиального управления письменное обращение к Епархиальному церковному суду с изложением сути произошедшего, признания или непризнания своей вины, а также всего, что он пожелает обозначить для вынесения дальнейшего суждения относительно его канонического статуса и возможности или невозможности служения в дальнейшем.

Ответ на данный запрос был написан иеромонахом Спиридоном 20.07.2020, в канцелярию Епархиального управления он поступил 15.09.2020. В этом письме подозреваемый, в частности, сказал:

„…я в полной мере осознаю то, что совершил, полностью раскаиваюсь и сожалею, что раньше не смог прекратить свою преступную деятельность, которая и инкриминируется мне следствием.

Я был задержан в связи с подозрением в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетних, в чем и признаю свою вину. Мной была написана явка с повинной, и я полностью сотрудничаю со следствием… Я готов полностью понести наказание, которое заслуживаю. Наказание для меня, попущенное Богом, является научением. Я не падаю духом, несмотря на те унижения, оскорбления, побои и угрозы, которые здесь претерпеваю… Могу еще добавить, что я никого насильно не заставлял вступать со мной в „отношения“, все и в селе, и в районе знали, что после того, как меня изнасиловали, я стал другим… Люди сами ко мне приходили. А остальным было безразлично. Я никого не обвиняю — ни в коем случае — я один во всем виноват. Простите меня!

Я потерял все, что было мне дорого, самое важное и высокое служение на земле — священническое. Потерял родителей, которые в силу возраста вряд ли смогут дождаться меня…

…Хочу попросить вас не лишать меня сана и монашеского пострига. Я каюсь и верю, что у Бога на меня лучший план…“»

То есть Абрамов признал свою вину еще летом прошлого года, но при этом в решении епархиального суда от 9 ноября 2021 года говорится, что «дело запрещенного в служении клирика было передано епархиальным архиереем на изучение и рассмотрение членами Епархиального церковного суда в марте 2021 года. Предварительное слушание по делу в Епархиальном церковном суде состоялось 5 марта 2021 г.

Членами церковного суда тогда было принято решение не выносить вердикт по данному делу до полного расследования следственными органами всех обстоятельств преступления, завершения судебного процесса в светском суде и вступления его решения в законную силу, поскольку церковный суд не имел возможности проверить достоверность поступающей информации и не имел возможности задать имеющиеся вопросы подозреваемому».

Зачем тогда публикуется это письмо, если епсуд не поверил в его достоверность в прошлом году? И что мешало архиерею или членам суда навестить Абрамова в СИЗО и уточнить — в своем ли уме человек, уверяющий, что многочисленные мальчики вступали с ним «в отношения» по собственной воле? И что епархиалы могут сказать по поводу его слов из письма о том, что он был изнасилован, а также о том, что он «стал другим» и это знали «все и в селе, и в районе» — а знали ли об этом в епархии или закрывали глаза, пока Абрамов продолжал ездить с мальчиками в командировки в Китай, строить казачий центр, вести уроки в школе и т.п.?

И не хочет ли сам архиепископ покаяться за то, что проспал у себя такого монстра? А то протоиерея Андрея Винарского архиепископ Ефрем быстро «нашел» и наказал за участие в правозащитной деятельности, тут епархия долго не раздумывала. А в случае с Абрамовым просто поразительная слепота.

***

А вот так Абрамова прославляли центральные СМИ, а епархия перепечатывала:

«В Еврейской автономной области иеромонах преподает в школе отдаленного райцентра информатику.

ОБРАЗОВАНИЕ Александр Филимоненко, ЕАО. Кого удивит сегодня появление священника в учебном заведении? В среднюю общеобразовательную школу пограничного села Амурзет в Еврейской автономии отец Спиридон приходит точно по расписанию, поскольку ведет здесь уроки. Преподает иеромонах отнюдь не основы религиозной культуры и светской этики, как вы могли подумать, а… информатику!

Закавыка со старославянским

При бронировании номера в сельской гостинице администратор невзначай поинтересовалась: мол, по какому делу к нам? Узнав, что корреспондент едет в гости к местному священнику, обрадовалась: «Батюшка — человек хороший, он наш, амурзетский».

— Неисповедимы пути Господни, — улыбается отец Спиридон, в миру Юрий Абрамов. — В 11 классе я поспорил с учителем истории, что поступлю в Биробиджанский пединститут. Сделал это легко. В 1998 году меня приняли на бюджетное обучение по специальности «учитель русского языка, литературы и истории». Отучился один курс и бросил — никак не мог сдать экзамен по старославянскому. Ну не давался он мне! Кто мог знать, что через десяток лет я буду вести службу на церковнославянском?

Уйдя из института, Юрий Абрамов работал и учился заочно в юридическом колледже. В 2000-м неудавшийся филолог и историк начал вести уроки информатики в соседнем селе Благословенном. Через два с половиной года перешел в родную амурзетскую школу. Потом получил-таки диплом о высшем педагогическом образовании.

Летом 2012-го в селе Амурзет узнали, что школьный учитель Абрамов стал священнослужителем и был рукоположен в дьяконы. Год спустя его посвятили в иереи.

Завоевать доверие

— С теми из педагогов, кто ближе к храму, ничего не изменилось в отношениях, они по-прежнему дружеские. Некоторые меня даже батюшкой называют, совета просят, — говорит отец Спиридон. — Другие коллеги стали сторониться. Раньше, бывало, в гости приглашали, а теперь, наверное, не знают, как себя вести со мной. А ведь я остался тем же. Просто есть некие ограничения. Я, например, не пойду танцевать. Но посидеть, поговорить по душам нам ничего не мешает.

В селе со священником люди тоже ведут себя двояко. Батюшка признается, ч т о некоторые сверстники, бывшие однокашники, с трудом воспринимают его в новом качестве: «Как я пойду к нему за духовным советом, если я помню, каким он раньше был?»

Ученики тоже разделились. Одни, здороваясь, называют учителя строго по имени-отчеству — Юрием Николаевичем, другие — батюшкой, отцом Спиридоном.

— Я всегда говорю детям, что открыт для всех. Я — человек прежде всего, а потом уже учитель. Ты должен выслушать ребенка, а не бегать от него со словами: «Ой, мне сейчас некогда». Вы спросили, почему некоторые ребята пожимают мне руку при встрече. В этом нет никакого панибратства. Большая часть учеников — мои крестники, дальние родственники, дети моих друзей и хороших знакомых. Многих я знаю с рождения. Такова сельская специфика. Что принято делать верующему при встрече со священником? Нужно сложить ладони лодочкой, получить благословение и потом поцеловать ему руку. Я попросил ребят, давайте в школе и на улице обойдемся без этого. Будем просто по-мужески пожимать руку, — объясняет иеромонах.

Дел невпроворот

Отец Спиридон является настоятелем трех приходов и благочинным Екатерино-Никольского и Михайло-Семеновского округов в ЕАО, возглавляет епархиальный миссионерский отдел. Кроме того, он учится в Московской духовной академии, создает в Амурзете молодежный казачий центр и мечтает установить памятник православным корейцам, основавшим село Благословенное. История этого населенного пункта стала темой ряда курсовых работ отца Спиридона.

Если в Октябрьском районе ЕАО на дороге вы встретите священника, то не откажите ему в помощи — иеромонах Спиридон ведет службы в трех селах и, случается, опаздывает на рейсовый автобус.

Монах в классе

— Черный подрясник, наперсный крест, скуфейка на голове. Поначалу это не вызывало нареканий. В 2016-м меня постригли в монахи, которые вообще светскую одежду не носят. И вдруг пошли звонки из областного комитета образования новому директору школы: «Разберитесь!» Мы поговорили. Разве я не строго одет? У нас в школе принят деловой стиль, но молодые учителя, например, не всегда его соблюдают. А у меня традиционное русское длинное одеяние. Предки такое носили, и я буду. Чиновники письмо владыке написали. Но в законе об образовании нет никаких ограничений для священников. Мы договорились, что на работу я буду приходить в облачении, а уроки вести в мирской одежде. Конфликт был исчерпан. По большим церковным праздникам провожу занятия в облачении. Честно говоря, в светской одежде себя как будто голым чувствую, — улыбается иеромонах.

Отец Спиридон сейчас преподает в 7-8-х классах. Он давно заметил: если вести урок в облачении, то поведение детей заметно меняется к лучшему. Они становятся серьезнее. Что-то их удерживает от дурных поступков.

— Сложный период — переходный возраст, — вздыхает учитель. — Дети как с ума сходят, самый прилежный ученик может скатиться в двоечники.

Долгий путь

— Крестился я лишь в 26 лет, — рассказывает отец Спиридон. — Семья у нас была нерелигиозная. С седьмого класса я стал интересоваться верой в Бога. Храма в селе не было, а о православном приходе в селе Никольском я не знал. Искал литературу, смотрел телепередачу «Слово пастыря», которую вел тогда митрополит, а ныне святейший патриарх Кирилл. В 2000 году в Октябрьском районе, наконец, появился священник. Мы стали общаться — я задавал ему вопросы, помогал осваивать компьютер и интернет. Наши семьи крепко сдружились. Только в 2007 году я понял, что готов принять крещение. Окончательно меня подвигло на такой шаг участие в финальном этапе строительства амурзетского храма в честь пророка Илии. Я крестился осознанно, пройдя долгий путь. Некоторые, приняв крещение — потому что так принято, — забывают дорогу в храм. Иных родители крестят во младенчестве, но они потом ни дня не живут церковной жизнью. Верующему учителю посоветовали получить второе высшее — духовное образование и дали направление в Хабаровскую семинарию.

— Владыка Иосиф благословил на заочное обучение, — вспоминает отец Спиридон. — И опять первый курс я не окончил. На зимнюю сессию меня отпустили с работы, а на летнюю — нет.

Тогдашняя директор школы заявила учителю: «Мне попы здесь не нужны!» Пришлось оставить учебу. Через год он восстановился в семинарии, но стал действовать по другому — на время сессии брал отпуск за свой счет. Больше подобных препятствий на работе не возникало.

Российская газета»

Иллюстрация: сколько из этих детей совратил Абрамов? / Фото: pravoslavie79.ru