Плодотворная вера
15 августа 2019 Владимир Мечников
Напутствие опытного клирика студентам N-ской духовной семинарии.
Приветствую младое поколение служителей божьих, да благословит вас Господь!
Позвольте мне, престарелому протоиерею, поделиться с вами опытом служения Господу и Его Святой Церкви, да не одолеют её врата адовы вовеки!
Ваше семинарское обучение заканчивается. Вскоре настанет время нести свет Божественной Истины в сей падший мир. Будьте же достойными этой великой миссии! Постоянно укрепляйте дух свой в извечной борьбе с искушениями врага рода человеческого. Во всём уповайте на Господа, ибо он многомилостлив!
Так-так… вижу на лицах явный сарказм. Подобный рефлекс на мои пафосные слова весьма похвален. Не зря вас отрекомендовали как лучших студентов семинарии. Посему, есть смысл прекратить высокопарное пустословие о великом духовном призвании и начать откровенную беседу.
Вы уже поняли, что без здорового цинизма в нашей работе не обойтись. Однако скептическое отношение к религиозному усердию оправдано лишь среди профессиональных богослужителей. В иных случаях будьте осторожнее. Лишний раз оглядитесь, когда позволяете себе расслабиться не только в мыслях, но и речах.
Помните, что в глазах прихожан вы являетесь представителем самого Господа. Значит, должны демонстрировать лишь благостные душевные качества. Таким смиренным поведением быстро снискаете доверие мирян.
Пребывать в столь непривычном состоянии будет трудно и скучно, но таковы издержки нашей профессии. Мы обеспечиваем своё комфортное бытие вследствие наивности и легковерия мирян. Посему, первейшей вашей задачей является не только преумножение числа верующих, но и поддержание должного религиозного трепета перед нами. Ваши проповеди должны быть яркими и впечатляющими, тогда посеянные семена набожности не только произрастут, но и дадут обильный урожай.
Садово-огородная терминология в данном случае уместна. Вспомните, что латинское seminarium означает рассадник. А ваше отношение к пастве — сродни работе по возделыванию сада и огорода. Их следует поливать, окучивать и удобрять, дабы в итоге получить вкусные плоды. На сем стоит благополучие всей Церкви, а значит и ваше тоже.
Qui altari servit, de altare vivit! — кто алтарю служит, тот с алтаря живет!
Подготовка почвы
Увидев в храме множество верующих, не расслабляйтесь. Паства непостоянна в своих духовных и иных предпочтениях. По завершении церковной службы миряне опять окунутся в привычный греховный мир и, кто знает, придут ли они снова в храм?
Поэтому всегда обращайте внимание на появление новых лиц. Среди них часто бывают неверующие, но в будущем именно они, при должной обработке, могут стать самыми щедрыми спонсорами.
Что побудило зайти этих людей в храм? Чаще всего, проблемы в личной жизни и бизнесе, или же простое любопытство и скука. Ваша задача — поставить новым пациентам правильный диагноз и готовить почву для следующих работ.
Если прихожанина привёл в храм интерес к чему-то необычному, отличному от мирской жизни, то первый крючок уже имеется. Это ваше церковное облачение.
Вторым крючком послужит частое употребление слов церковного обихода, которые мирянин, может, и слышал, но смысла не знает или забыл. На первый раз сойдут самые простые: алтарь, амвон, апостол, врата царские, дары святые, епитимия, канон, купель, миро, окормление, паперть, поминание, праведный, благочинный, просфора, седмица, трапезная, утреня.
Если попался перспективный прихожанин, не жалейте времени для ведения профилактических бесед. Как особое к нему расположение — пригласите в трапезную для священников. На многих мирян совместное поглощение пищи со слугами Господа производит неизгладимое впечатление.
Будем считать, что на первом этапе подопечные подготовлены должным образом и брошенные вами семена религиозного обольщения упали в благодатную почву. Ждите всходов.
Всходы и правила прополки
Всходы бывают разными. От одних мы получаем плоды и ягоды. Другие —пустоцветы и сорняки. Но не спешите переходить к жесткой прополке, то есть к выпроваживанию из храма тех, от кого не получили быстрой выгоды. Поначалу многие прихожане покажутся вам пустоцветами. Лишь терпеливое ухаживание способно преобразить их в плодоносящие побеги. Имеются в виду те миряне, кто располагает хорошими деньгами, но пока не решаются поделиться ими.
На этих сквалыг непрестанно оказывайте давление. Пугайте тем, что по всем признакам настают последние времена падшего человечества. И только тот, кто успеет раскаяться и войдет в число праведников, сможет избежать ада.
Если намек не понят, объясните проще — с вашей помощью они смогут обеспечить себе, по сравнению с остальными мирянами, более комфортное времяпровождение в ожидании Страшного Суда.
Используйте идею Чистилища. Католики успешно эксплуатируют полезную выдумку о том, что человек, умерший добрым христианином, но отягощённый бременем лёгких грехов, не может сразу войти в Царствие Божье и претерпевает стадию очищения.
К сожалению, эта не православная идея, но намекнуть на неё в доверительной беседе со скупердяем — вполне оправдано. Во сколько ему обойдутся ваши молитвы о благоприятном исходе земных мытарств — определите, исходя из возможностей подопечного. Но не переусердствуйте! Доить надо тоже умеючи — оставьте средства не только на пропитание, но и на продолжение бизнеса.
Что делать с очевидными сорняками? В качестве гербицидов подойдут любые формы морального воздействия, способствующие уходу из храма бесполезных мирян. К ним относим тех, кто, купив несколько дешевых свечей, толчется в храме часами и неспособен на другие пожертвования. Тщательная прополка сорняков даст возможность сосредоточиться на полезных всходах.
Подкормка удобрениями и сбор плодов
Для роста растений применяют легкоусвояемое органическое удобрение — компост. Для укрепления ростков веры используется особый церковный компост, формирующий так называемую благодать. Вам известно, что это ощущение иногда возникает у мирян в ходе особых молитвенных распевов с обильным распылением пахучего ладана, а также вкушением якобы святых даров.
Но благодать, хотя и приводит мирян в душевный восторг, не гарантирует раскрытие их кошельков. В подобные моменты не упускайте паству из виду, будьте всегда рядом. Пусть благостные ощущения ассоциируются с вашим присутствием. Это дополнительная привязка к вам.
Нередко миряне жалуются на ослабление веры и упадок настроения. В этом случае многие священники советуют читать Святое Писание. Опрос прихожан показал, что сия мера крайне неэффективна. По себе знаем, что привычные слова приедаются и проскакивают мимо глаз и ушей. Однако унылое настроение мирян для нас весьма полезно — это способствует их очередному приходу в храм.
Такие прихожане — основной наш контингент. Умелый пастырь изредка, но убедительно показывает, как вера позволяет решать некоторые бытовые проблемы.
Беседуя с подопечным, он выслушивает его, затем убалтывает заумными рассуждениями. Его отечески мягкий голос, церковное облачение и общая храмовая атмосфера оказывают нужный терапевтический эффект. Проверено веками.
Отпустив мирянина восвояси, священник обязывает того к продолжительному чтению молитв. При стрессах психику успокаивают любые неторопливые дела, в том числе молитвенное бормотание. Кроме того, часть проблем может решиться сама собой. Все эти улучшения подопечный охотно припишет божьей помощи. Всячески поддерживайте его в столь полезном для нас заблуждении.
Обычное людское воображение является главным нашим помощником. Для этого прививайте прихожанам мысль, что божья воля проявляется по-разному и не всегда заметна с первого раза. Пусть миряне вспоминают разные случаи. Будьте уверены: они с удовольствием и самым причудливым образом истолкуют заурядные события в их жизни как проявление божественного вмешательства.
Qui facile credit, facile decipitur — кто легко верит, тот легко обманывается.
Вам останется с важным видом послушать их домыслы, поправляя совсем уж бредовые версии. Главное, дать им понять, что Всевышний не обделяет своим вниманием и вскоре даст новый материал для размышлений. А его правильное толкование можете обеспечить только вы. Это условие станет для подопечных новым стимулом посетить храм, ибо они надеются получить от вас очередную порцию подтверждений, что их мытарства — предмет неустанной заботы Господа.
Некоторые миряне с явным удовольствием подсаживаются на процедуру исповеди и живописуют свои грехи с чудными подробностями. В этой связи вспоминаю слова великого поэта, сказанные о себе самом: к нему не зарастет народная тропа.
К вам миряне тоже протопчут тропинку, и она не зарастет за всё время вашего служения, ибо vitia erunt, donec homines — пока будут люди, будут и пороки.
Не удивляйтесь, когда почувствуете, что иногда подопечные выдумывают свои прегрешения. Они остро желают их совершить, хотя бы мысленно. Распознать таковых прихожан не трудно, но не уличайте их во лжи. Миряне рассказывают о себе всякие пакости с определенной целью. Некоторые имеют явные мазохистские склонности и потому ищут способы испытать физические лишения. Этих следует отправлять на самые тяжелые работы в любой монастырь — там всегда нужна бесплатная рабская сила.
Однако не все жаждут потрудиться во славу Божью, и признаются в грехах, как было сказано, лишь для собственного удовольствия. Этим «гурманам» объявите: «Ваши грехи столь тяжелы, что произойдет нечто ужасное, если не сделаете великих пожертвований на благие цели! И чем скорее это сделаете, тем лучше!»
Затем поясните, что под таковыми целями подразумеваются конкретные нужды церкви. На этот случай держите при себе перечень дел, которые нужно профинансировать в первую очередь. Пусть кающиеся раскошеливаются. Как правило, многие из них трясутся от страха за свою жизнь и готовы выложить немалые суммы за продолжение никчемного бытия.
Особый случай, когда мирянин подумывает добровольно уйти в мир иной. Если у него успешный бизнес — постарайтесь отговорить от неразумного решения. Укажите, что его личные неурядицы — результат множества грехов. Посему, следует заказать молебны на все случаи жизни. Молиться за него будут те, кто ближе к Богу. Значит, оплата молебнов достанется вам. Ditat Deus — Бог обогащает.
В ходе душеспасительных бесед с грешником опять-таки не забывайте упоминать о нуждах церкви. Тем самым вы показывайте ему, что у нас тоже имеются трудности, но мы не отчаиваемся, а уповаем на тех мирян, которых Господь наставляет на путь истинный. И путь этот начинается с оказания храму посильной помощи. Ваш подопечный должен правильно понять сей намек.
Если попался середняк, или полунищий — тоже советуйте оплатить больше молебнов. На это у него должно хватить денег, с паршивой овцы — хоть шерсти клок. Что с ним будет дальше, уже не важно.
Главное, во всех случаях вдалбливайте мирянам великие слова из Святого Писания: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Подведем предварительный итог нашей беседы
Мало бросить семена веры, окучить всходы и приступить к сбору плодов. Мозги пациентов нуждаются в постоянном компосте набожности, иначе навеянные иллюзии будущей райской жизни и прочий религиозный хмель быстро рассеются. Протрезвевший мирянин узрит реальность. А она требует расходов не на храм, а на жизненно важные дела и приятные телесные развлечения. Если удастся переломить столь убыточные для нас умонастроения мирян, значит вы достигли успеха на поприще культивирования веры.
Однако, готовьтесь к тому, что скоро вам станет тошно от своих же нотаций о нравственности и чистоте помыслов. Вдвойне тяжко, когда приходится и себя выдавать за Censor morum — то есть блюстителя нравов. Утешайтесь тем, что не вся ваша жизнь проходит в храме и у всех на виду.
В заключение поведаю о вредителях веры. Они же, как ни странно, иногда становятся нашими пособниками и даже союзниками.
Это атеисты.
Вредители, пособники, союзники
Как вы уже поняли, атеисты бывают разные. Некоторым до нас нет никакого дела. Таковых, к счастью, пассивное большинство. Но во все времена общество развивается благодаря усилиям активного меньшинства.
К сожалению, среди атеистов есть активные и глубоко образованные, то есть с научным взглядом на мир. С такими старайтесь не вступать в публичные дискуссии. На них не действуют самые изысканные и горячие проповеди, ведь наука дает ясный и убедительный ответ — кто, как и для чего придумал богов.
В чем ещё опасность споров в публичных местах? Атеисты часто задают такие вопросы, на которые ни один священник не сможет дать вразумительных ответов. Из-за этого снижается авторитет Церкви. Вы спросите, почему в подобных спорах мы часто выглядим неубедительно?
Ответ очевиден — сами отцы Церкви утверждали, что все святые источники, повествующие о невероятных существах и событиях, написаны людьми, хотя и по наущению Бога. Атеисты, используя эти утверждения, ехидничают:
«Мы охотно признаем, что Авраам, Моисей и иные почитаемые вами люди наблюдали странные видения, а в их головах звучали некие голоса. В наше время таковых „слышащих“ и „видящих“ тоже хватает. Многие из них всю жизнь лечатся. Значит, мы вправе считать, что истории о боге, ангелах и тех, кто их видел и говорил с ними — придуманы явно нездоровыми людьми».
Как на это возражать? Если нет четких ответов на каверзные вопросы, отделывайтесь латинскими цитатами. Многие искренне считают, что quidquid latine dictum sit, altum videtur — всё, что сказано на латыни, кажется мудростью.
Необходимо помнить о самом слабом звене христианской доктрины, как впрочем, и любой другой веры. А именно: отсутствие материальных и реально объективных свидетельств о существовании Всевышнего и связанных с ним явлениях. Даже если мы предъявим первые Скрижали с десятью заповедями, чудесным путем восстановленные после разбития их Моисеем, то каким образом сумеем убедить образованных мирян, что эти Скрижали изготовлены самим Богом?
Да, некоторых верующих мы убедили в наличии нерукотворных икон и других, столь же чудесных изображений Всевышнего, появившихся неизвестно как. Они верят в эти артефакты, поскольку не утруждают себя элементарной логикой.
Чем надо думать, чтобы серьёзно утверждать очевидную нелепость: Господь решил поупражняться в живописи и намалевал примитивные изображения самого себя на вещах, сделанных людьми (доски для икон, ткани, стены храмов), используя краски, изготовленные ими же.
Кстати, на стенах домов и заборов часто появляются граффити, в том числе на религиозную тему. Кого ни спроси — никто не видел, кто и как их делает. Дело покрыто мраком в прямом и переносном смысле — граффити наверняка рисуют ночью. Я с тревогой ожидаю воплей фанатичных верующих, что сии творения — дело рук божьих — типа современного Его Послания грешному люду. Если такие фанатики и впрямь появятся, то это вызовет всеобщий хохот над священниками.
Сейчас Церкви и так нелегко — приходится пользоваться древним религиозным наследством. Стиснув зубы, мы вынуждены выдавать крайне противоречивые мифы за реально случившиеся события. Тем самым, навязываем современному обществу чудовищно устаревшее виденье мира и невыполнимые правила жизни. И это несмотря на то, что умалчиваем значительную часть Священного Писания, ибо в нем есть абсолютно неприемлемые для нынешней паствы изречения и призывы. Решись мы озвучить их, это вызвало бы настоящую панику среди многих верующих.
Однако, многие атеисты хорошо знакомы с текстами Писания. Поэтому не зря опасаются нас и всячески противятся усилению церковного влияния. Именно этих непримиримых соперников мы считаем вредителями веры.
Теперь о пособниках.
В этой роли невольно оказываются те атеисты, которые слишком раздраженно высказывают свои претензии к церкви. На их фоне опытные священники выглядят предпочтительнее. Они держатся с показным смирением. На все зубодробительные обвинения атеистов мягко улыбаются, или мученически вздыхают и скорбным тоном произносят расхожие фразы, типа «не судите, да не судимы будете», «всем воздаётся по вере их».
Кроме того, как я уже сказал, помогут изречения по латыни, например, такие:
Deus melius scitur nesciendo — Бог лучше познается незнанием.
Deum colit, qui novit — Бога чтит тот, кто его познал.
Я специально привел противоречивые по смыслу цитаты. В споре с атеистами многозначительный пафос наших слов иногда побеждает их логику и конкретику. Подобные уловки помогают нам выглядеть неглупыми и приятными для аудитории, когда всё-таки приходится участвовать в публичных дискуссиях.
Пора сказать о союзниках.
К счастью для нас, среди атеистов есть те, кто весьма заинтересован в нужном церковном воздействии на массы верующих. Эти атеисты входят в высшую элиту общества и оказывают Церкви всемерную поддержку. Общаясь с ними, я искренне восклицаю: дай Бог вам здоровья!
Мы продолжим безбедное существование, пока сильные мира сего сохраняют определенную заинтересованность в нас.
Аминь!
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)