Почему Бог скрывается?
20 июля 2020 Владимир Старковский
Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.
***
Чтобы обратить всех людей в веру, Богу достаточно обнаружить свое существование чудесным, вселенским явлением так, чтоб весь мир ахнул от ужаса и восторга. И то, что Господь этого не делает, собственно и вызывает сомнения в Его существовании. А яви Он Себя, то все человечество тут же и ринулось бы в Церковь исполнять обряды. Но будет ли такой ход событий целесообразен для домостроительства Божьего? С какой целью Господь скрывает свое бытие?
Люди страдают не только оттого, что у них «жемчуг мелковат», но бывает и по объективным причинам, просят при этом Бога о помощи, а Бог никак не реагирует. И что в такой ситуации Бога как бы извиняет? А то, что Он далеко, высоко, занят очень важными делами, не слышит и не видит, до комариного ли писка Великому Вседержителю, а может, Он и вовсе не существует.
А допустим, что близкое и повсеместное присутствие Бога в нашей жизни стало несомненным научным фактом. Всем стало понятно, что Бог в буквальном смысле с нами. Это для любознательного и по большому счету невежественного человека космические дали ужас как интересны, для Бога же нет ничего интересней человека, а в этих космических далях… чего Он там в них не видел.
И вот, допустим, в условиях очевидной близости Бога умирает ребенок от неизлечимой болезни. И что должна подумать о молчащем Боге мама этого ребенка, если она совершенно точно знает, что Бог слышит и ее, и детские мольбы о помощи? А сколько лет в таком случае должно быть близкому нам человеку, чтобы мы извинили Бога за то, что Он не отвел от него смерть? 10? 20? 60? 100? 200? И более того, тогда Богу придется нести моральную ответственность и за непредотвращенные насильственные смерти, и за смерти в результате несчастных случаев. А что тогда делать с детьми и другими любителями экстрима, для которых самоубийственные забавы станут любимым развлечением?
Достаточно Богу обнаружить свое присутствие чудесными явлениями в самых острых и болезненных ситуациях, связанных хотя бы со смертью, как тут же к Нему потянутся претензии, связанные с инвалидностью, увечьями, тяжелыми заболеваниями, а потом и с заболеваниями легкими. И далее до страданий, связанных с несправедливостью суда, размером зарплаты, сисек, и много, много чего еще… И ведь невозможно провести ту черту, за которой пренебрежение Бога страданиями капризного, прихотливого человека было бы простительно.
Но неизбежное превращение «явного» Бога во всемирную няньку — не единственная причина Его скрытности.
Человек становится самим собой, когда он уверен, что его никто не видит и не слышит, когда уверен, что его не накажут и не осудят, и чем уверенней человек в своей приватности и безнаказанности, тем ближе к своему естеству он становится. Это общество оценивает человека по его публичным проявлениям, но Бог-то не дурак, Он понимает, что естество человека в его помыслах, а не в речах, оно открывается в ситуациях приватных.
Это сейчас складывается отчетливое впечатление, что Богу нет до нас никакого дела, но в ситуации очевидной близости Бога, расхожая фраза «Бог все видит» уже обратится в точное знание о том, что Бог за всеми подсматривает, всех подслушивает и даже все мысли читает. Полагаю, что в такой ситуации половина человечества просто сойдет с ума.
Ну а что произойдет с психологически устойчивой половиной человечества в ситуации явного и повсеместного божественного контроля? Станут ли люди лучше из-за страха перед явно нависшим над ними наказанием? А становится ли подонок лучше из-за существования права и правоохранения? Осторожней, предусмотрительней, трусливей, хитрей и лицемерней становится, но честней, совестливей, добрей — нет. Вот и под контролем Божьим произойдет всего лишь взрывной рост человеческой лицемерности. Произойдет всемирная фарисеизация человечества, которая с незапамятных времен уже происходит с людьми Церкви, нравственное состояние которых сильно отстает от их стремления выглядеть благочестиво.
А нужна ли Богу лицемерная благопристойность, основанная на страхе кнута и корысти пряника? Нужны ли Богу цирковые животные, которые на арене становятся добрыми и послушными за кусочек сахара, но за кулисами их рассаживают по разным клеткам, дабы они не сожрали друг друга, когда хозяин удалится?
Жизнь — это экзамен на человечность, и для максимальной достоверности результатов этого экзамена Профессору лучше выйти из аудитории.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)