Почему большую церковь в наше время обычно строят рядом с маленькой?
21 декабря 2020 Александр Скоробогатов
Вопрос, кстати, непраздный. Современная Россия переживает строительный бум, в том числе и церковный. И от нашего времени в наследство потомкам может достаться столько храмов, сколько не оставляла и Святая Русь.
Строят, значит нужно: одним как утешение, другим как украшение, и вообще — «чтобы чаще Господь замечал». Вопрос в другом: рационально ли с точки зрения религиозных нужд размещаются церковные здания?
Когда какое-то место выделяет под строительство новой церкви, в начале на нем строят маленький храмик или часовню. Дальше в этом храмике начинают совершать службы и параллельно принимаются за строительство еще одного храма большего размера. В каких-то случаях на этом успокаиваются, а в каких-то нет и, как в случае прихода на Пискаревском проспекте, через некоторое время рядом строят уже третий храм.
Такая же история была на пр. Косыгина, где шли в той же последовательности и стало вот так (см. иллюстрацию).
В планах же было сделать так (заслуживают внимания относительные размеры сооружений):
Но на этот раз их воплощению помешали жители микрорайона, которые взбунтовались против того, чтобы у них отобрали единственный в округе парк.
Казалось бы, если вы собираетесь строить большую церковь, зачем начинать с маленьких, которые впоследствии не будут полноценно использоваться, но будут занимать место к пущему раздражению местных жителей, особенно неверующих. Такое расточительство в отношении дорогой земли в мегаполисах приводит к тому, что очередные инициативы строить храмы на новых местах наталкиваются на все большее сопротивление.
Ответ на этот вопрос связан с реалиями экономики, а если глубже, социологии нашей церкви.
Новый храм у нас обычно начинает строиться по инициативе священника, которые хочет возглавить нарождающуюся общину, которая и скидывается на строительство. Но община, у которой пока нет своего храма, — это чаще всего два с половиной церковных энтузиаста, и маленький храмик — это максимум того, что они могут себе позволить. Когда же появляется церковное здание, пусть и небольшое, там начинают совершать требы и размещают церковную лавку, значит возникает постоянный денежный поток, который, как и у любой другой фирмы, дает возможность для расширения бизнеса — в данном случае для строительства храма большего размера.
Но почему не построить этот больший храм в другом месте? Ответ — сугубо организационный. Каждый настоятель заинтересован в расширении своей общины. При этом, несколько храмов, построенных на одном месте, считаются храмами одного прихода, а, если они находятся в разных местах, то и относятся к разным общинам и их руководителям. Поэтому для конкретного настоятеля вкладываться в строительство храма не на его площадке — это то же самое, что для хозяина бизнеса построить магазин, чтобы просто передать его другому. Бывает, конечно, что один священник является настоятелем нескольких приходов, но в больших городах это явление нечастое, а в плане христианской традиции, и не особо желательное.
Интересно, что хотя такое размещение храмов в наших городах выглядит нерационально, оно хорошо иллюстрирует устройство нашей церкви. Я уже писал о том, что наша церковь включает в себя «большое и малое стадо». Усилиями последних возникает община и строится первый храм, а усилиями первых переданная общине территория застраивается храмами побольше и другими сооружениями. Получается, что неверующие строят верующим большие храмы. Такая своеобразная организация церковного хозяйства и приходской жизни имеет свои минусы, включая описанные здесь, но у нее есть и преимущества.