После Голгофы Господь обрел моральное право прямо смотреть в глаза всем страдальцам

15 июня 2020 Владимир Старковский

Из цикла «Теория бытия». Продолжение, первые части тут.

Механизм Искупления

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10.45).

В размышлениях о голгофской Жертве богословие постаралось дистанцироваться от традиций, в которых обидчивых богов задабривают жертвоприношениями, но иной логики великого голгофского Искупления богословие не предложило. Вот и возникают закономерные вопросы. Кому Бог принес Самого Себя в жертву? Перед Кем Он искупил зло человеческое? Кем были прощены искупленные?

Допустим, вам не нравится, что собаки бывают кусачими — отдали бы вы своего сына на растерзание собачей своре, чтобы простить этих собачек? Ну полный же абсурд.

Нам Господь заповедовал прощать ближнего своего бессчетно и безо всякой сатисфакции, что же не позволило Богу самому простить зло человеческое просто так? Для того чтобы пойти на голгофскую Жертву, Богу нужны были очень веские и абсолютно рациональные причины, именно рациональные, а полагать, что воля Бога рабски подчинена всяким символическим условностям и ритуалам, пожалуй, даже богохульно. Можно просто верить, что рациональные причины были, но и понять то, какие же непреодолимые обстоятельства могли заставить Бога пойти на такую невероятную Жертву, тоже важно.

Все законы природы, по сути, являются законами нравственными, потому что имеют то же самое предназначение, что и непосредственно нравственный (евангельский) закон, — это поддержание гармонии мира, его равновесия, согласия и порядка. И ничто во вселенной, никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушало предписанные Богом законы бытия.

И если законы существования материи онтологически несамостоятельны, и поддерживаются только волей Бога, то и вполне логично допустить существование вселенского Закона неукоснительности воли Бога. Если, например, постоянная Ньютона хотя бы просто дрогнет, то масштаб вселенской катастрофы, которая последует за этим, страшно себе представить. А вот человек преодолел Закон Божий, преодолел, разумеется, не величием своей природы, ума и воли. Просто Господь решил поделиться с обычным существом своим образом и подобием, своими правами и обязанностями, и поделился, понимая всю проблемность этого шага. Из приматов вырастить детей божьих, шутка ли.

Зло человеческое не имеет таких вселенских последствий как изменение физических законов, но Закон есть Закон. Согласно Преданию, до Голгофы все люди после смерти автоматически отправлялись в шеол, в своего рода изолятор свободной воли. Вероятно, Закон таким образом реагировал на попрание человеком предписанных ему норм нравственной безупречности. Примерно так же, как антивирусная программа отправляет вредоносные программы в карантин, где они тоже утрачивают свободу воли.

И как же Господь вывел нравственно несовершенного человека из-под Закона и из заключения в «изоляторе свободной воли»? Да просто взял и усыновил человека. Сыновство человека Богу вывело человека из-под Закона. Человек обрел право быть несовершенным перед Законом вечного, тотального, единообразного и безупречного порядка, но личная нравственная ответственность человека перед Отцом никуда не делась. Или, как сказал поэт, я ушел от закона, но так и не дошел до любви.

Для тех, кто не может поверить в непорочное зачатие, напоминаю, что это никакое не чудо, — это обычное и распространенное в природе явление, называемое партеногенез. И хотя партеногенез свойственен для не очень высокоорганизованных существ, только до уровня птиц-рыб, но японские ученые проводили успешные опыты и на мышах. И не надо думать, что Бог беспомощней японских ученых.

Но сыновство по Матери — это не единственная форма родства Бога и человека, осуществившегося в Спасителе.

Представьте ситуацию: отец и сын наблюдают за тем, как умные и добрые животные медленно и мучительно умирают от голода, и спасти их от голодной смерти возможно только плотью сына. И отец, и сын принимают солидарное решение о том, что этот страшный шаг в вольер сыну следует сделать. Сравнение, конечно, грубоватое, но дистанция между Богом и человеком примерно такая же, как между человеком и животным. Сыновство человеческое утвердилось в Жертве нравственной высотой Человека, достигшей божественного, сыновнего уровня. И «нравственная высота» в данном контексте это не тошнотворно патетическая пошлость, — это совершенно функциональное качество, определяющее практическую пригодность человека для бытия в царствии небесном.

Злая воля невещественна, и потому кажется, что она не имеет не то что необходимости, но даже и возможности как-либо уравновешиваться. Но вполне вероятно, мы не все знаем о вещественности злой воли, а равно о возможности и необходимости того ее уравновешивания, которое было осуществлено на Голгофе. А вот про материю мы знаем, что элементарные частицы, из которых материя состоит, совершенно нематериальны. Что и неудивительно, ведь Богу не из чего было творить вселенную кроме как из ничего, кроме как из волн, полей, энергий и их взаимодействий.

Бог нравственно совершенен хотя бы потому, что Ему ничего для себя не надо, Ему не перед кем самоутверждаться, вот Он и озабочен только нашим благом. И если мы этого не замечаем, то лишь потому, что нам благо подавай прямо здесь и сейчас и по нашему разумению. Но не следует обвинять Бога в беззаботной, онтологически обусловленной добродетельности, которую Он легко может позволить Себе. Господь разделил участь человеческую с невероятной самоотверженностью и жертвенностью. После Голгофы Господь обрел моральное право прямо смотреть в глаза всем страдальцам мира. После Голгофы Господь может просто показать человеку следы от гвоздей на своих ладонях и сказать: «А вот моя жертва во имя твоей жизни». Но Он никогда этого делать не будет, потому что тому, кто этого не понимает, уже ничего не докажешь.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: