Позор
28 октября 2018 Гелия Харитонова
Учебный год подходил к концу. Первоклассник Денис усвоил много новых знаний. Помимо прочего, например, что нельзя во время урока отпрашиваться в туалет. Нет, так прямо учительница Ирина Петровна не запрещала, конечно. Но когда кто-то поднимал руку и спрашивал: можно ли выйти, она говорила что-нибудь наподобие «что, недержание?» или «пусть тебе мама с папой памперсы в школу купят». Все дети смеялись. Поэтому Денис старался либо терпеть, либо сходить на переменке, чтобы не стать объектом насмешек. Вот и сейчас он терпел изо всей мочи. Несколько раз уже порывался поднять руку, но в последний момент страх перед непременно ожидающими его обидными словами и взрывом хохота останавливал. До конца урока оставалось всего пять минут. Чуть-чуть же совсем. Но тут случилось непоправимое.
Произошло все так быстро, что Денис не успел опомниться. Он только с удивлением и предательским облегчением почувствовал, как теплота разливается по ногам, спускается вниз, затекает в носки и башмаки. Дениса охватил ужас. С минуты на минуту прозвенит звонок. А он не может встать. Не может выйти так, чтобы и он сам, и огромное мокрое пятно на брюках остались незамеченными. Он словно приклеился к стулу и парте. Но ведь так невозможно сидеть вечно. Ирина Петровна обязательно спросит, почему он не идет на перемену. И как же быть? Рассказать ей все? Или вскочить со звонком и стремглав мчаться прочь, невзирая на смех и улюлюканья вслед? Или попросить помощи у Митьки? Или позвонить маме и спросить у нее, что делать?
Пока Денис искал выход, зазвонил звонок.
Из всех пронесшихся в мозгу вариантов выбор падал на Митьку. Его кандидатура подходила больше всего. Он не взрослый, он свой, должен понять.
— Митька, Митька, — Денис ткнул в спину впереди сидящего приятеля, — дело есть…
— Чего? — Митька повернулся и неожиданно встретился с испуганными круглыми глазами товарища. И еще раз медленно спросил: — Ты чего?
— Я это… Того… Обделался я, в общем…
— Чего-чего? — не понял Митька.
— Ну… понимаешь… в штаны наделал…
— Чего наделал? — теперь и Митька вытаращил глаза.
— «Чего-чего»… Делов наделал, — чуть не плача начал сердиться Денис.
Митька свесился со стула и заглянул под парту Дениса.
— Ну ты даешь, — теперь он боролся с сочувствием и невольно подступающим смехом.
Денис сильно покраснел:
— Надо что-то придумать. Как выйти мне из класса, потом из школы, чтобы никто ничего не заметил, и уйти домой? Только вот ничего не придумывается.
Митька уставился на друга. Помолчал. Мысль работала.
— Жалко, физры сегодня нет, так бы ты в штаны спортивные переоделся… А давай вот что: мы встанем сейчас, ты вперед пойдешь, будешь спереди перед собой держать рюкзак, а я за тобой следом, прикрою, в общем? Но сейчас ведь еще один урок будет, мне нельзя его пропустить, родители заругают. Только до дверей школы с тобой дойду так.
— Ну хоть до дверей, — согласился Денис и стал складывать в рюкзак тетради, пенал, дневник. Потом остановился: — А от дверей как? Там же в школьном дворе сейчас куча народу.
— Ну давай до перекрестка, только быстрее тогда собирайся, скоро ж звонок на урок прозвенит.
И в этот момент Ирина Петровна, до того сидящая за своим столом и что-то пишущая в классном журнале, обратила взор на двух приятелей.
— О, как хорошо, что вы не пошли на переменку. Поможете мне сейчас учебники в библиотеку отнести. Идите сюда.
Мальчишки замерли. Учительница с удивлением смотрела на учеников, которые и с места не сдвинулись после ее слов.
Тут Денис толкнул Митьку — иди, мол, давай.
Митька подошел к учительскому столу, на ходу соображая:
— Давайте, я сам справлюсь. Я сильный.
Он взялся за пачку учебников, верхний из которых доходил ему до носа.
— Угу, справишься, — Ирина Петровна насмешливо взглянула на Митьку. Затем повернулась к Денису, но продолжала говорить как бы Митьке: —То, что ты такой сильный, похвально, а вот то, что друг тебя бросает и мне помочь не хочет, очень плохо.
Денису и так было стыдно. А тут еще хуже стало. Он то порывался встать, то казалось, что вот-вот расплачется, то страх с новой силой прибивал его к стулу.
Ирина Петровна не сводила с него глаз. Она просто буравила его взглядом из-под очков. Он опустил голову, но макушку пронзала стрела, выпускаемая глазами учительницы.
— Ну-у!? Долго ты еще будешь отлынивать, и долго я еще буду ждать?
Денис поднял лицо от парты. Оно было красным и мокрым: то ли от слез, то ли пота.
— Я не могу подойти, — еле выдавил из себя мальчик.
— С чего бы это? — учительница уже злилась не на шутку. Про учебники, кажется, забыла. — Ноги отнялись?
— Не могу, и все.
— Что значит: и все? Ну-ка быстро встал с места и подошел сюда!
Тут вступился Митька:
— Ирина Петровна, понимаете, ну он, правда, не может, у него… у него уважительная причина.
— Что-о-о? Какая еще причина может быть у наглости и хамства, а?!
Прозвенел звонок на урок, и первоклашки гурьбой ввалились в класс. Сразу почувствовав, что атмосфера напряжена, они застопорились в дверях.
— Ну вот, — гремела Ирина Петровна, тут же обращаясь ко всем детям, но не сводя глаз с Дениса. — Полюбуйтесь на вашего одноклассника, который категорически отказывается помочь отнести учебники и даже имеет наглость заявлять об этом!
Все дружно уставились на Дениса. Сейчас он готов был буквально провалиться сквозь землю и удивлялся, почему до сих пор пол в классе не разверзся под ним, и он вместе со стулом не исчез в раскрывшейся бездне. Он вперился взглядом в вышарканный ногами и стулом линолеум под собой. Как будто гипнотизировал его, заставляя спасительно треснуть его серую шероховатую поверхность аккурат по линии нарисованного на нем прямоугольника, раздвинуться в стороны и принять в свои недра несчастного страдальца. «Интересно, как там, под полом, — параллельно успел подумать мальчик. — Темно-то — это понятно, но что там есть? Есть что-нибудь?»
Вопрос остался без ответа, и линолеум, конечно, никак не реагировал на даваемую установку маленького гипнотизера. На нем по-прежнему стояли его ноги в башмаках, на которых разводами обозначались границы влаги. Денис инстинктивно еще плотнее прижал друг к дружке коленки и протащил ноги под себя, стараясь подсунуть их как можно дальше под стул. На линолеуме прочертилась мокрая траектория движения сандалий.
То, что Денис по-прежнему не реагировал на ее приказы и упорно продолжал сидеть на месте, выводило Ирину Петровну из себя. Гнев и возмущение душили ее. Она готова была прибить непослушного мальчишку.
— Да как ты смеешь?! — она вскочила со своего стула и устремилась к Денису. Увидев ее приближающуюся фигуру, он зажмурился и втянул голову в плечи.
Митька даже забыл поставить тяжелую пачку книг обратно на стол, продолжая держать ее в руках и не сводя глаз с товарища. Дети замерли от разыгрывавшейся на их глазах сцены: такое они видели впервые и даже еще не понимали, на чью сторону встать — праведно гневающейся учительницы или жалкого, но несгибаемого своего одноклассника.
Подскочив к парте Дениса, разошедшаяся не на шутку Ирина Петровна схватила мальчика за рукав и стала вытаскивать его из-за парты. Он сопротивлялся изо всех сил, и в этом противодействии, ища опору, выставил ногу в проход между рядами. И тут пылающий учительский взор вдруг упал на штанину выставленной ноги. Она была двухцветной — серой там, где была сухой, и черной — где намокла. Опустив взгляд ниже, Ирина Петровна увидела и мокрый обнажившийся носок, и влажную туфлю. Вмиг ослабив хватку, она остановилась. Сначала — от неожиданности. Потом — от удивления. Затем — от испуга. Пришедшее следом осознание ввело ее в ступор. И память закрутилась кинопленкой.
Девочка Ирочка учится в третьем классе. Идет урок математики. Это уже четвертый по счету урок. На предыдущем она захотела в туалет, но отпрашиваться стеснялась, думала, что дотерпит до дома, математика была последней. Вскоре желание стало неодолимым. Она скрестила ноги под партой, сжала их изо всех сил, стала раскачиваться взад-вперед. Наконец, поняв, что не выдержит, подняла руку. Не успела раскрыть рта, как учительница Антонина Степановна произнесла: «Да, я вижу твою руку, Соколова, — иди к доске, решим пример». Заплетающимися ногами Ирочка вышла, взяла мел, начала под учительскую диктовку писать цифры, и буквально через минуту почувствовала, как по ногам потекло. Какой кошмар! Замерев от страха, Ирочка смотрела вниз на растекающуюся на полу лужу, а весь класс и учительница смотрели на нее. И тут Антонина Степановна закричала: «Фу, какой позор! Ты что, совсем уже?! Не могла потерпеть или попроситься выйти? Как теперь домой пойдешь, зассыха? Убирай давай за собой!»
Потом учительница долго ей еще поминала это. А одноклассники, завидев где-нибудь лужу, говорили: «Это Ирка обоссалась».
Сейчас Ирка, Ирина Петровна, еще держащая Дениса за рубашку, все это отчетливо вспомнила. Да как же она могла это забыть? Она начала поправлять рукав на плече мальчика, а носом своей коричневой туфли подвигать мокрый башмак, засовывая его ногу из прохода обратно под стул. Второй рукой взялась за спинку стула и стала задвигать его вместе с мальчиком как можно плотнее за парту. Потом повернулась к детям у дверей, которые так и не прошли к своим местам. Указательный палец правой руки поднесла к губам. Задумалась. Помолчала. Дети не сводили сейчас с нее взгляда.
— Денис заболел, — объявила учительница уже совсем другим тоном эту новость классу и для пущей важности потрогала лоб мальчика. — Сейчас я позвоню его маме, чтобы она приехала за ним. Он подождет ее в классе. Да, Денис? А мы с вами тем временем, дети, возьмем наши учебники и дружно, все вместе, понесем их сдавать в библиотеку. Может быть, Ольге Сергеевне понадобится там наша помощь, и мы постараемся привести в порядок учебники других классов, подклеить их или стереть ластиком со страниц карандашные почеркушки, которые вы так любите оставлять. Митя, поставь стопку книг на стол. Сейчас ребята по очереди будут подходить к тебе, и ты станешь выдавать им по три учебника. Всем понятно? Тот, кто получит учебники, тихонечко выходит и строится в коридоре. И именно тихонечко — урок уже идет.
Она подошла к своему столу, взяла телефон, вернулась к парте Дениса и села на стул рядом с ним:
— Ты помнишь наизусть телефон мамы или мне посмотреть в журнале? — улыбнулась ему, поправила челку на его взмокшем лбу: — Не бойся, я с тобой…
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: