Православен ли мундиаль?

15 июля 2018 Владимир Воскресенский

Сразу признаю, что так заголовки формулировать нельзя: чемпионат по футболу априори не может быть ни православным, ни не православным. Футбол — это вид спорта, не более того. Но очень уж хотелось отдать дань былому, когда родственники в период воинствующего неофитства пытались отговорить моих детей от очередного похода в Музей динозавров в Петербурге. Кончилось всё тем, что дети спросили: «Папа, а почему тётя Аня называет динозавров неправославными животными?» Я, с фарисейским злорадством, не упустил возможность съязвить: «Наверное, они как-то не так Богу молятся!» На что дети дружно хихикнули, и мы тут же сбежали раз в пятый смотреть выставку. Ибо дети иногда проницательнее взрослых, и без слов понимают, что выяснять, православен ли динозавр — это всё равно, что сравнивать тёплое с мягким.

С футболом сложнее, его любят преимущественно взрослые. А у взрослых меньше проницательности, да вдобавок они любят всё усложнять рассуждениями, концепциями и всякими системами.

Конечно, корректнее было бы заголовок написать так: «Как православным относиться к чемпионату мира по футболу». Немного в стиле гламурных околоправославных СМИ, но по сути вернее.

Предвижу исходную позицию, которую занимает подавляющее количество соотечественников:

  • мундиаль — это праздник, не надо отказываться от праздника, даже если в государстве и обществе есть проблемы;
  • футбол — вне политики/экономики/религии, и вообще спорт — как минимум сам по себе, а как максимум — спорт примиряет, сдружает и так далее, что никак не противоречит религии;
  • футбол — самый популярный вид спорта, и чемпионат будет поистине всенародным событием;
  • после чемпионата в стране останутся грандиозные спортивные сооружения, которые будут использоваться для отечественных сборных, молодых спортсменов, детей (подставить нужное).

И так далее. Список аргументов «за» можно продолжить на несколько листов.

По мере развития событий на мундиале, всё чаще стал звучать и такой аргумент: радостные и дружелюбные иностранные болельщики невольно заразят и нас этой радостью жизни, да и мы, проявив радушие как хозяева чемпионата, так и привыкнем к собственному ра- и добро- душию… Причём все поголовно — от хозяев ресторанов до патрульных полицейских (последние, действительно, во время уличных празднеств футбольных фанатов вели себя вполне корректно).

На фоне всеобщего ликования остаётся открытым вопрос, как смотреть на мундиаль с позиций человека верующего. Характерно, что в подобной постановке вопрос даже не обсуждается. Если отбросить всяческие репортажи с освящений спортивных объектов, а также околочемпионатные дискуссии на отвлечённые темы (например, про любовные отношения с иностранными болельщиками глазами РПЦ), то дискуссии практически нет. Есть отдельные частные мнения, но это скорее личное блогерство для друзей, а церковные СМИ больше о футболе говорят, а не о самом чемпионате.

Максимум, как мантра повторяются слова Варсонофия Оптинского: «Гипноз — злая, нехристианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол. <…> Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие».

Первое, во что упирается сознание в восприятии мундиаля как непротиворечащего православной вере мероприятия, — это система приоритетов. В первую очередь государственных и общественных. Фактически любая политика любого государства — это расстановка приоритетов социально-экономического развития. Потому что сделать может хотеться бесконечно много (и хорошего, и очень хорошего, и дурного, и бесполезного), а вот финансовые ресурсы всегда равняются ста процентам имеющихся денежных средств, говоря сухим официальным языком. В данном случае, имеющихся в бюджете в конкретный период времени. И то, куда финансовые ресурсы, ограниченные по определению, нужно потратить — вот текущая задача при управлении территорией. Независимо от того, монархия, демократия, диктатура или какой ещё строй этой территорией управляет.

Проведение чемпионата мира по футболу, во-первых, — мероприятие с огромными затратами (по оценкам в различное время, от 500 миллиардов до 1 триллиона рублей). Во-вторых, неокупаемое. Как минимум в обозримой перспективе неокупаемое (в последние 20 лет окупить подобные мероприятия удалось только Франции и США, причём последним — исключительно за счёт малых затрат, поскольку нужные спортивные объекты уже были готовы). Есть, правда, перспектива «стратегической» окупаемости, о которой нам постоянно говорят официальные лица. Весьма призрачная перспектива, потому что измеряется она десятилетиями, а в таком горизонте планирования вероятность любого прогноза не более, чем из известного анекдота про встречу блондинки и динозавра…

В числе прочих даров Бог дал человеку разум, наличие которого церковью не отрицается, но говорить про него много как-то не принято. Именно разум пригодился бы, чтобы верно расставить приоритеты социально-экономического развития государства, в число которых чемпионат мира по футболу если бы и попал, то явно не на первое место, и даже не на второе. Вообще не вошёл бы в первую десятку. К сожалению, приоритеты, скажем политкорректно, были расставлены неразумно. Мундиаль оказался едва ли не на первом месте. То есть обществу фактически предложили взять деньги из дня сегодняшнего и поменять на красочное зрелище плюс невнятную перспективу дня послезавтрашнего. «Следующее поколение будет жить при коммунизме» — это уже было, кажется.

А в дне сегодняшнем остаются нерешённые проблемы: здесь, и тут, и вот там… Большая часть из этих проблем гораздо важнее развития спорта и устройства массового праздника.

Казалось бы, при чём тут вера. Но разве «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» — не про приоритеты ли духовные сказано? А как возлюбить иначе, чем чтить Его заповеди? А в них — и про любовь к ближнему, и про почитание родителей, и про многое иное, что, в переводе на современный язык государственного строительства, трансформируется в развитие медицины, больницы, хосписы, истинное, а не мнимое правосудие, и целый список очевидных вещей, которые жители Земли XXI века могут реализовать ещё в земной жизни. А нам вместо попыток следовать евангельским истинам в общественно-социальном развитии, сколь бы наивным такое стремление ни выглядело, предложили потратить кучу денег на то, чтобы один месяц футбольные фанаты (а это многочисленная часть населения, но отнюдь не все жители) устроили себе праздник. Собственно, даже не предложили, а решили — и за тех, кто «за», и за тех, кто «против».

Во-вторых, претит то лицемерие, с которым нам предлагают относиться к чемпионату.

Чемпионат мира по футболу — это когда самые сильные футбольные команды собираются в одной стране и играют друг с другом, выясняя, кто из них сильнейшая команда в момент времени. Кстати, ничего плохого в этом нет. Но это не грандиозное достижение принимающей страны. И не способ повысить ВВП и спасти экономику. И не политическое достижение отдельных политиков. А именно так в общественном сознании стараются представить мундиаль.

Из этой же серии аргумент про то, что «сборная России по футболу защищает честь страны». Такой же лживый и подменяющий понятия как о чести, так и о сути игры в футбол. Сразу хочется поинтересоваться у апологетов сего опуса: а вот, скажем, сборная Испании, не выйдя в четвертьфинал, — что, обесчестила свою страну? Ну, она же тоже защищала честь своей Родины. Наверное. В нашем представлении. А как теперь прикажете относится к Саудовской Аравии, сходу продувшей нашим 5:0, — даже подумать страшно…

Тренер сборной России Станислав Черчесов (слева) и футболист Артем Дзюба

Честь страны защищается не одиннадцатью мужиками, гоняющими по полю мячик. Честь страны защищается в других местах и другими людьми. Некоторых мы даже можем не знать в лицо, а можем судить лишь по результату их деятельности. Когда президент БФ «ЖИЗНЬ» Карина Михайлова лихорадочно собирает 466 200 рублей для того, чтобы страна не выписала на улицу умирающую десятилетнюю Эльвиру Атамуратову, честь этой страны явно под угрозой. Когда президент Фонда «Вера» Нюта Федермессер практически бьется в истерике (уж извините за буквальную оценку), всеми возможными способами пытаясь достучаться до чиновников, чтобы те, наконец, зарегистрировали медицинские препараты с содержанием диазепама (которые до сих пор формально входят в список наркотических веществ и психотропных препаратов, и их продажа родственниками больных приравнивается к сбыту наркотических средств) — честь страны нужно явно защищать. Вообще в этом месте идёт огромный список того, где действительно необходимо защищать честь страны. И в конце этого списка — да, возможно, будет футбол.

Ну, а что касается довода «они научат нас радоваться» — то, при видимой безобидности сего утверждения, бóльшую инфантильность представить сложно.

Человек будет идти по улице и улыбаться, если будет знать, что его не задержит без оснований полиция, которой нужно выполнять план по раскрываемости правонарушений. Если будет уверен, что его пенсии хватит не только на коммунальные платежи плюс продукты на распродаже в «Дикси». Если будет не сомневаться, что его бизнес не будут душить все, кому не лень. Что его детям хватит места в ближайшем садике. И, если случится плохое со здоровьем, то Скорая приедет не только вовремя, но и с медикаментами, и отвезёт его в больницу, где не будет обшарпанных стен советских времён и часовых ожиданий в приёмном покое. И ещё десятки и сотни «если», которые и образуют, выражаясь научным языком, качество жизни. И никакими пляшущими человечками, будь то бразильцы, мексиканцы, итальянцы и все прочие национальности, дело тут не исправишь.

Давайте вспомним, чего мы как страна, как общество достигли за время проведения мундиаля:

  • задержали Екатерину Коннову за «сбыт наркотиков» (тяжкое преступление, до 8 лет лишения свободы) и успели уголовное дело прекратить; правда, для этого потребовалось возмущение целой толпы публичных лиц, многотысячные петиции лиц менее публичных и личное вмешательство целого министра внутренних дел;
  • задержан и, в отличие от предыдущей истории, не отпущен глава карельского «Мемориала» Юрий Дмитриев; история с переформулированием обвинения общеизвестна;
  • пенсионный возраст фактически приравнен к среднестатистическому времени жизни; тут уже высказались все, кто мог, повторяться излишне.

Остановимся. Есть ещё ряд важных событий, когда мы — как общество, как страна, как государство, — сделали не так или не сделали «так». Статья не об этом, а о том, возможно ли верующему человеку радоваться (или поддерживать — как угодно) проведение мундиаля? Оставим вопрос без однозначного ответа. Хотя лично для себя я давно не радуюсь никаким событиям, которые подсовываются как гениальные достижения общественной жизни, по сути являясь суррогатом таковых. А дела реальной общественной значимости пылятся по закоулкам Родины…

***

Осталась нераскрытой тема автомобиля, фото которого венчает настоящую статью.

На фото — Мерседес S-класс кабриолет. Согласно официальному сайту компании, рекомендованная цена такого автомобиля начинается с 18 миллионов 970 тысяч рублей (а со всеми опциями согласно конфигуратору получается более 20 миллионов 600 тысяч — любопытство победило, подсчитал лично).

Хороший ли S-класс кабриолет? Да безусловно! Подобный автомобиль по праву можно назвать венцом сегодняшнего автомобилестроения. Технические качества, система безопасности, интерьер и ещё сто и одна функция способны принести непередаваемую радость его владельцу.

Вопрос в другом: если у вас двушка в новостройке в ипотеке, маленькие дети, родители с пенсией и на всё про всё — одна ваша зарплата, то нужно ли стремиться покупать этот замечательный автомобиль прямо сейчас?

Бог каждому из нас дал разум, чтобы ответить на этот вопрос.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: