Православный активизм не под крылом епархии: екатеринбургский прецедент

27 августа 2019 Ксения Волянская

Несколько лет назад центр православного активизма переместился из Москвы в Екатеринбург. Знамя борьбы за православие, выпавшее из ослабевших рук Дмитрия Энтео, подхватила руководитель музея святости Оксана Иванова, опередившая по популярности у СМИ всех спикеров Екатеринбургской епархии вместе взятых.

Предпоследний раунд битвы с секулярным миром проходил у активистов в одной упряжке с епархией — и те, и другие дружно топили за храм-на-драме. Журналисты называли Оксану Иванову лидером протеста и наперебой брали интервью. Оксана фонтанировала идеями: анонсировала то создание «Христианской партии», то партии «Православные матери», то призывала выйти на митинг за отставку губернатора Куйвашева, то грозила мэру Высокинскому, что в его приемной будут ежедневно читать акафисты святой Екатерине, если он, вместо того чтобы слушать православных, будет обсуждать судьбу строительства храма с безбожниками. Представители епархии в это время выходили на набережную беседовать с противниками храма-на-драме и устраивали молебны-флешмобы.

Но дружная совместная борьба православной активистки и епархии против безбожных горожан была прервана на взлете: как будто могучее хоровое пение внезапно смешалось за спиной солиста, кто-то пустил петуха, кто-то замолчал, а высокая нота, взятая солистом, на несколько секунд одиноко повисла и наконец неуклюже перешла в смущенное покашливание.

На открытое противостояние с областным и городским руководством пороху не хватило, а ведь и ежу было ясно, что епархия на обострение не пойдет — финансовые интересы дороже. Православные поругались про капитуляцию перед антицерковным майданом, а московский протоиерей, настоятель Елоховского собора Александр Агейкин даже выкрикнул в фейсбуке Оксаны Ивановой: «Трусливая, безбожная городская власть просто „слила“ идею возрождения храма!» Поворчали да и примолкли, ибо против лома нет приема.

После этого Оксана Иванова переключилась на более мирную деятельность и занялась просветительскими проектами, посвященными святой Екатерине и уничтоженному в советское время храму в ее честь. Но есть люди, которым мирная жизнь скучна. Уже вскоре тема борьбы за строительство собора в ФБ правактивистки уступила место новым крестовым походам — сначала за переименование улицы Хохрякова в улицу Тихвинскую, а потом — против супрематического креста уличного художника Покраса Лампаса. Крестовый поход против креста — звучит странно, но что ж поделать, секулярный мир вынуждает каламбурить.

Хайп на теме развивается по известному сценарию: сначала делаются яркие резкие заявления, чтобы СМИ интереснее было цитировать, типа «родной земли кощунникам ни пяди не отдадим», затем сочиняется обращение к властям: «Дорогие Евгений Владимирович и Александр Геннадьевич! Закрасьте вы этот „Супрематический крест“» — с прозрачным намеком на возможное возмущение верующих, потом осуществляется акция, подходящая для освещения в тех же СМИ, причем называется она модным словом «хэппенинг». Далее должны последовать переговоры с властями и встречи-диалоги с оппонентами, что тоже пригодится для привлечения внимания СМИ.

Только в этот раз спектакль ставится без массовки. Проблема в том, что епархия недавно задружилась с уличным искусством в лице Евгения Фатеева, директора фестиваля «Стенограффия», обсудила с ним брендирование образа святой Екатерины и договорилась, что художники будут советоваться с епархией по поводу скользких тем уличного искусства. И как это будет выглядеть, если сразу после доброй картинки о дружбе епархии с современным искусством, тут же появится точка противостояния? Правильно, нехорошо будет выглядеть. Поэтому в интервью СМИ о. Максим Миняйло и заявил, что крест сделан Покрасом Лампасом с уважением и любовью, и он, протоиерей, ничего плохого в нем не видит.

На вопрос о том, почему епархия не поддержала протест православных активистов против кощунства, Оксана Иванова высказала мнение, что протоиерей Максим Миняйло поддался шантажу со стороны либеральных медиаперсон (надо полагать, шантажу поддался и глава епархии, ведь не один же Миняйло решает такие вопросы), а также дала понять, что ей и ее соратникам вполне хватает поддержки скандально известного старца Сергия Романова.

Количество принявших участие в хэппининге против реставрации креста на площади Первой Пятилетки без поддержки епархии было удручающе мало. За неимением тяжелой артиллерии в лице православного клира и собранных по разнарядке верующих (единственная видимая поддержка, которую я обнаружила в соцсетях, — три смайлика с молитвенно сложенными ручками от екатеринбургского священника под постом Оксаны Ивановой в ВК) активистам пришлось довольствоваться суровыми уралмашевцами, пригрозившими пресс-секретарю фестиваля «Стенограффия» кровавым художественным действом в ответ на кощунство.

На следующий день, когда фрагменты видео с безобразными угрозами были опубликованы, Оксане Ивановой пришлось в фейсбуке срочно открещиваться от сторонников, а журналистам грозить небесными карами: «Голубчики и душеньки вы мои, журналисты наши дорогие, не боритесь с Богом и Церковью, это на детях нехорошо сказывается, прежде всего, ваших».

В итоге мы наблюдаем за любопытной коллизией: в Екатеринбурге развивается мягкий вариант энтеообразной истории, с той разницей, что на метанойю Оксаны Ивановой надеяться не приходится: она, в отличие от молодого горячего Цорионова, — многодетная мама зрелых лет в счастливом браке, и ее активизм не спишешь на юношеский максимализм.

Конечно, порой загребать жар чужими руками безопасно и может принести некоторые идеологические дивиденды, но рано или поздно активисты начинают портить епархии имидж, а это уже чревато. Это понимает даже сама Оксана, недаром они пишет о шантаже со стороны либеральных медиаперсон, которому поддалась епархия. Архиерею придется приструнить активистов, публично или кулуарно, иначе придется паковать чемоданы и улетать в условный Душанбе. Дальше будем наблюдать — так ли послушна иерархии руководитель музея святости, как она утверждает в интервью СМИ, или страсть к публичности окажется сильнее смирения.

P.S. Оказалось, что и скромного количества протестующих достаточно, чтобы художник сдал назад и отказался от идеи реставрации супрематического креста. А ведь организаторам фестиваля достаточно было задать простой вопрос: а есть ли благословение правящего архиерея на хэппининг против креста? Если бы ответ был честным, на этом можно было бы и закончить дискуссию. Но светские люди не знают тонкостей православного учения о послушании церковному начальству, и на всякий случай решают дружить не только с официальными структурами РПЦ, но и со странными людьми, называющими себя «православная общественность». Теперь Оксана Витальевна сотоварищи справедливо чувствуют себя победителями. Только надо понимать, что вместе с ними победителями себя чувствуют и персонажи, подобные тому, который грозил устроить свой арт-объект, залив площадь кровью «индейцев-сатанистов», и тому, который пообещал городу «аварии, жертвы и беды», если город не покается в кощунстве…

Фото из фейсбука О. Ивановой. Оксана Иванова — крайняя справа

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: