Православный клуб: Евангелие за чашкой чая

9 июня 2020 Ахилла

Я хочу рассказать об одном новосибирском православном клубе, который я посещал в течение трех лет. Недавно я был заочно исключен из него из-за моих еретических воззрений.

Регламент встреч

Встречи клуба проходили по пятницам вечером. Мы собирались за одним столом в учебном классе в церкви и читали что-нибудь из Нового Завета. Прежде всего, в ходе голосования выбиралась книга. Затем на каждой встрече мы брали из этой книги маленький отрывок, и каждый по очереди читал из него стих. Это помогало всем ребятам включиться в работу. А после мы подробно, не спеша, стих за стихом обсуждали отрывок.

Подготовка к встречам

Каждый должен был готовиться, чтобы встреча не превратилась в пересказ проповедей батюшек и в поток собственных глупостей. В важности подготовки я убедился на собственном примере: когда я не готовился, я обычно наговаривал много несвязной ерунды. И иногда глава клуба, из-за недостаточной подготовки, мог по-пророчески воскликнуть: «О, мне пришла мысль, что это следует понимать именно так и так». И обычно, сказанное было ни к селу ни к городу, и со стороны это выглядело иронично.

Хорошо и серьезно подготовиться к встрече умели, в основном, люди с хорошим высшим образованием. Хочешь-не хочешь, но университет вдалбливает в студентов привычку самостоятельно штудировать книжки и критически оценивать прочитанное. Хотя я знаю, что не всегда образование — прививка от таких зараз как «масоны-евреи», «Москва-Третий Рим» и ИНН. Но таких «образованных» людей в клубе почти не было.

Один грамотей познакомил нас с комментариями современных библеистов. И даже самые консервативные члены клуба постепенно стали понимать, что такие комментарии несравнимо лучше Святых Отцов. Это было открытием и для меня, так как до этого я лично из уст видных новосибирских священников слышал совет не читать современных комментариев. Их аргумент: «Святые Отцы были просвещены Святым Духом, а современные комментаторы нет».

Люди в клубе

На встречах я познакомился с очень многими необычными людьми. И все они были из разных социальных и профессиональных слоев: работница столовой, домашний репетитор по сольфеджио, работницы Сбербанка, юрист, инженеры из компаний, библиотекарь и сотрудники научных институтов. Один раз к нам в духовном поиске забрела одна пара, но позже они увлеклись католичеством и почти забыли о нас. Но наш грамотей, однако, успел стать крестным отцом их дочки.

Для всех нас эти встречи стали местом, где можно было посидеть за кружкой горячего чая, пообщаться и почитать Евангелия. И нигде вне церковных стен в своей жизни я не встречал такого ни до, ни после. Мне тогда казалось, что с нами был Бог.

Изменения в клубе

На моих глазах клуб сильно эволюционировал. Когда я пришел, там почти никто не высказывался и ведущему приходилось вытаскивать слова из людей. Но так как атмосфера была дружелюбной, то постепенно люди оттаяли и разговорились. Ребята даже начали задавать свои личные вопросы. Например, когда мы рассуждали о словах Иисуса по поводу развода, даже меня поразила откровенность вопроса юриста. Он, не смотря на рядом сидящую жену, спросил: «А если муж разлюбит жену, смысл с ней не разводиться, если он не любит ее больше?»

Особая беда была с девушками. С одной стороны, глава клуба из-за павловой строчки («жена в собрании да молчит») и своих других православных предрассудков долгое время не хотел дать им возможности провести встречу. Хотя от ведущего, как правило, не требуется сверхспособностей, и его главная обязанность — это соблюдать регламент, вовремя давать слово одним и нежно попросить помолчать других. С другой, и сами девушки не рвались быть ведущими. Их вкладом в жизнь клуба, традиционно, было раскладывать печенье и фрукты, разливать чай и мыть кружки.

Но время шло, и девушкам пришлось самим начать вести встречи. А причина была простой: ребята из костяка по разным причинам перестали посещать клуб, а оставшиеся отказывались что-либо делать. И основания земли не поколебались.

Священники и клуб

Иногда глава клуба приглашал хороших священников. Они позволяли дискутировать с собой и не соглашаться с их мнением. Однако присутствие даже таких замечательных священников машинально заставляло всех молчать из-за церковной и внецерковной привычки, выработанной за многие годы: трепетать перед старшими.

Случались иногда и анекдотичные случаи. Один раз во время разбора к нам зашел священник-катехизатор. Увидя на столе чай и печенюшки, он укорил нас, что во время чтения Святого Писания мы пьем и едим, и думаем о своем чреве. Но менять традицию ради него мы не стали: мы приходили голодными и уставшими после работы.

Общение вне клуба

Мы очень сблизились в православном клубе, и у нас даже образовались домашние кружки: «Либертинцы» и «Православные ревнители». Иронично, но они существовали параллельно и почти не догадывались друг о друге.

Я был либертинцем. Наш кружок образовался как-то сам по себе. Сначала мы по вечерам засиживались в полукафе-полустоловой «Вилке-Ложке», где говорили на очень личные темы (даже о сексе в жизни каждого из нас) и обсуждали мелочи посланий Павла (такие как «крещение за мертвых»). Какое-то время мы вместе интересовались католичеством и посещали католические службы в приходе францисканцев. После мы начали собираться в квартире у семейной пары из бывших протестантов, играли в настольные игры, готовили еду и накрывали стол. В общем, мы просто наслаждались жизнью. Иногда глава семейства приглашал к нам своих друзей-протестантов, и мы прекрасно с ними общались. Однажды у него даже созрел план обратить свою подругу в православие. Он заманил ее на службу в надежде, что красота храмового богослужения ее впечатлит и она сменит конфессию. Но протестантка постояла, сказала, что ничего не понимает и поехала на более понятную службу в «Краеугольный Камень».

Но ничего не бывает вечным, и либертинцы один за другим разъехались в разные города. Ребята до сих пор поддерживают связь в общей группе Вотсапа, а некоторые из них стали моими лучшими друзьями.

Что касается «Православных ревнителей» (в хорошем смысле слова), то они приглашали меня к себе два раза, чтобы обсудить будущее клуба. Они точно так же собирались в квартире одного из членов, готовили еду, совместно трапезничали и играли в настольные игры.

Как посещение православного клуба повлияло на меня

Читая Евангелия, я увидел, что Иисус освободил своих учеников от множества писаных и устных предписаний закона. Иисус не заставлял своих учеников много молиться и поститься, игнорировал библейские и фарисейские предписания о чистоте. И это я смог разглядеть именно в клубе.

Наблюдая за свободными клубными людьми, я осознал, что я глубоко несчастен. Почему? Потому что я был постоянно должен. Я был закабален множеством постов и строго их держал. Считал свою физиологию чем-то нечистым. Под страхом мук выстаивал длинные службы на непонятном языке в окружении незнакомых людей. Я трепетал перед священноначалием, почитая их более правыми перед Богом благодаря принятому сану. Мне постоянно внушали, что православные — носители истинного учения, а католики и протестанты — дети сатаны и сгорят в геенне. Я вычитывал все молитвенное правило, вбивая им в себя ежесекундное чувство вины и комплекс неполноценности. Постоянно про себя называл себя грешником. И в результате я был патологически сосредоточен на всех мелких правилах и предписаниях, не имея ни умственных, ни физических сил, чтобы взглянуть на людей вокруг.

И только после чтения Евангелий и общения с людьми в клубе я сумел напрямую задать себе вопрос: «А может, я никому ничего не должен? Может, стоит наплевать на все эти мириады правил и наконец-то стать свободным и счастливым?» Для себя я ответил на этот вопрос. И в православные еретики был записан не напрасно.

Александр Климов

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: