«Призыву подлежат все»: Валаамский монастырь и Первая мировая война

3 ноября 2022 Ахилла

Предлагаем вашему вниманию фотодокументы из эвакуированного в марте 1940 года архива Валаамского монастыря. Архив хранится в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре.

Дело Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: «Мобилизация чинов запаса, проживающих в сем монастыре, вызванная по случаю войны с Германией и Австрией. Началось августа 8 дня 1914 года… на 74 листах».

Телеграмма от 6 августа 1914 г. из Гельсингфорса в Валаамский монастырь:

«Призыву подлежат все».

«Корреспонденция в газету «Колокол» № 2493 августа 26, 1914 года.

Война и монастыри. Вести с Валаама.

К тяжкому испытанию, ниспосланному Провидением нашей дорогой Родине, и пустынная обитель Валаамская не осталась безучастною. Она, кроме сугубых молитв о даровании победоносному Российскому воинству побед над супостатом, принесла на алтарь Отечества и то, что для войны является самонужнейшим: она послала на поле брани целую рать своих подвижников. Эта рать, состоящая из 88 человек, воодушевленная твердою верою в Бога, крепкою надеждою на помощь свыше, а по сему и на полный успех нашего оружия, пошла на бранное поле с таким самоотвержением, что, глядя на них, хотелось думать — должно быть, они по зову Царя идут на брачный пир, — и невольно, мысленно, пришлось им позавидовать.

Проживши на Валааме по 8,10,12 лет, а иные и более, 49 человек из них уже были облечены в рясофор. Из них десять готовились Успенским постом принять пострижение в монашество, и вдруг — война, и вот они, вместо пострижения, приняли полное «острижение» и, вместо духовного воинствования, пошли сражаться с «лукавым» немцем.

Приобученные к беспрекословному послушанию и нестяжанию, призываемые, по получении объявления о мобилизации, в пять-шесть часов уже были совсем готовы в путь. Это было 20 июля, и в их распоряжении оставалась еще ночь. Желая и ее использовать, они изъявили желание быть напутствованными Св. Христовыми Тайнами. С вечера для них в особой церкви было совершено всенощное бдение, все исповедывались, а рано утром за литургиею и причастились.

После литургии о. настоятель соборне отслужил для отъезжающих напутственный молебен у преподобных Сергия и Германа, преподал наставление, всех облобызал и благословил на великий ратный подвиг.

21 июля в 5 час. утра призываемые собрались на пристань. Сделана перекличка. Все оказались налицо. Проводить своих собратий собралась вся братия и множество богомольцев. Началось трогательно-умилительное прощание. Но вот пароход «Сергий» дает третий свисток, и пароход начинает отходить от пристани.

Лишь смолкли возгласы самых сердечных напутственных пожеланий, провожающая братия запела «Достойно есть» (входное). Под плавные звуки пения пароход стал удаляться от пристани. Лишь только смолкло пение провожающих, слышно было, как отъезжающие величественно запели «Ублажаем вас, преподобнии»…

Вот пароход все дальше и дальше и уже скрылся за скалистым берегом, а провожающая братия все еще не расходится, устремив взоры вслед удаляющимся и делясь между собою переживаемыми впечатлениями.

Поистине картина была достойная глубокого внимания.

По отъезде воинов-братии о. настоятель сделал распоряжение, чтобы об их здравии было совершаемо сугубое моление за ежедневными ранними литургиями и за молебном у преподобных, где их и поминают каждого по имени. Буди им сие во спасение.

С сборного пункта писали: «Кряду-то было очень жутко и тяжело привыкать к шуму и суете, но теперь начинаем свыкаться.

В обращении между собою по привычке говорим — „Благослови Отче“, „Спаси Господи“, а иногда и назовешь другого „Отец Федор“ и т.п. Окружающие сначала с недоумением смотрели на нас, а затем тоже свыклись, и относятся к нам с уважением. Певчего брата Д.Ф. приглашал батюшка в псаломщики, но он отказался, говоря: „Нет, ни за что не расстанусь с ружьем, уж очень охота побить немца“».

Кроме сей для войны жертвы, Валаамская обитель из своего крайне скудного запасного капитала уделила десять тысяч рублей единовременно на нужды войны и будет ежемесячно вносить по пятисот руб. в пользу больных и раненых и их семейств.

Затем командировано два иеромонаха для священнослужения в полевых госпиталях».

Письмо:

«Действующая армия

4 марта 1915

Ваше Высоко-Преподобие!

Бывший рясофорный монах из числа братии Вашего Монастыря, ныне Старший унтер-офицер 8 роты 3 Финляндского Стрелкового полка Федор Григорьевич Большов погиб смертию храбрых в бою с немцами на высотах у деревни (зачеркнуто). Тело его вместе с другими похоронено в братской могиле без погребения.

Последняя воля покойного была:

сообщить Вам о его смерти.

Преданный вам Михаил В., 8 рота 3 Финляндского Стрелкового полка Фельдфебель.

По получении прошу уведомить».

В 1914-15 гг. из Валаамского монастыря были мобилизованы более 120 человек из числа братии, трудники, работники, богомольцы…

Пометка «возвратился обратно» стоит всего у 4 имен.


Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

ЮMoney: 410013762179717

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: