Реконструкция духовности
10 ноября 2021 Татьяна Хаванская
Где-то году в 2009 мы с мужем снимали квартиру в столице на Фрунзенской набережной. Напротив был храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Довольно старинный: считается, что первый вариант деревянного храма был возведен приблизительно в 1625 г. Потом через тридцать лет перестроился в каменный. И сохранился каким-то чудом, как пишет интернет, вероятно, так ему покровительствует святой Николай.
Под Рождество зашла вечером на службу чуть пораньше и сразу увидела, что возле окна стоит гроб с телом. Не подходя близко, чтобы не быть слишком уж любопытной Варварой, все же посматривала на покойницу. Такого я еще не встречала: тело было обряжено в сарафан из дорогой материи в точности по лекалам и моде примерно того же времени, что и постройка храма, на голове — кокошник, но не такой примитивный, как на актерках массовки где-нибудь на современных народных гуляниях, а тонкой работы. Лицо усопшей было загримировано тоже искусно. Одним словом, показалось на минуту, что я не в XXI веке обретаюсь, а где-то поблизости с жителями старой Москвы, почти той былинной, о которой у нас теперь все грезят — духовной и прекрасной.
Из этого состояния меня вывел довольной громкий шепот рядом стоящей женщины, которая всхлипнула и изрекла: «А меня вот зароют как собаку, и никто так не украсит и не нарядит…»
Сразу все стало на свои места. Родные все и понятные люди. Современные. Но событие это надолго запало в душу и память. И вот теперь я размышляю над тем, а возможно ли возродить ту самую духовность, которая была раньше в нашем народе. Ту домашнюю и такую трогательную религиозность, которая появилась позже по отношению к XVII веку, но в более близкие и понятные нам времена — конец XIX в. — начало ХХ-го, как это изумительно описано у Ивана Шмелева? Что все же не так еще и позабыто, а некоторыми даже и вполне успешно возрождается на уровне ремесел, ткачества, кулинарии и прочего быта. Но это все материальные какие-то, хоть и полезные вещи: куличи вот пекут по старинным рецептам, кренделя, даже посуду используют похожую. Изготавливают ткани, и изделия из них могут пошить на любой вкус, и старинный в том числе. Захотел армяк — сделают тебе и армяк. И будешь ты гулять по Москве в армяке, в грешневике (тут даже чувствуется близость ко «греху», хотя больше на шляпу с высокой тульей похож), а в одной руке — горячий крендель с маком, а в другой — одноразовый стаканчик с кофием… ой, нет, что-то не то получилось. А тут еще смартфон зазвенел/запел голосом Пугачевой… все, идиллическая картина такой чаемой старины враз и рассыпалась.
***
То есть, конечно, внешнее многое воссоздать-то можно, а как быть с внутренним? С духовным, так сказать. Да и с внешним все не очень хорошо обстоит. Все какой-то разнотык, как сегодня в церкви на службе. Снаружи храм хоть и частично реставрированный, но все же из той эпохи со своей историей. Внутри тоже поют на том же языке и службу ведут. Священники все в бородах и облачениях старинных, если не проклятые модернисты. Все, как и тогда. Но картину портит стоящий напротив народ: не в кокошниках девки и бабы с госпожами, а в каких-то вязаных шапках. Не, ну есть конечно в платках, но тоже не все. А некоторые так вообще в штанах, простигосподи. Вот если запретить им так в храм божий ходить, а заставить приодеться согласно моде и традициям XVII-го хотя бы века, так не поймут же, дуры, обидятся и совсем ходить перестанут. А свечки кто покупать будет, кто кружки церковные наполнять станет?.. Нет, так дело не пойдет.
Заходим с другой стороны: с мужеской. А вот заставить всех мужиков и господ отрастить бороды и не стричь волосы, и чтобы женам своим запретили ходить в штанах и заставили нарядиться в сарафаны, как это вам, а? Здорово же придумано. Нет, не поймут и эти. Заартачатся: дескать, в бороде в офисе сидеть неудобно, а если еще в армяке прийти, так совсем засмеют.
Можно, конечно, наряжаться в накладные бороды и сарафаны по воскресным дням, но разве они сами по себе придадут ряженым тот дух старинной величественности, важности и степенности? Да и крепостное право тоже тогда нужно возрождать. Как без него? Господа должны иметь слуг и крепостных, для которых отдельные места и в храме божием. Нет, никак не вытанцовывается эта духовность, и старинные обычаи при таком исполнении выглядят курам на смех. Но как хочется, как все же мечтается о таком…
Ну, что тут делать с таким народом, как добиться этой самой духовности, ежели они и бороды не хотят носить, и в кокошниках им не нравится? И разговаривать не хотят как купечество хотя бы или разночинцы какие-нибудь: «Подь сюды, Матрена, надысь ты чаво мне туда завернула в туесок? — Согрей скорей на микроволновке, остыло все давно». Снова смешно, а не духовно.
Духовность можно возрождать еще и с помощью воспитания детей. То есть пороть их чаще. Но как же их пороть, если кругом такая гуманность и человеколюбие распространяется? Из-за границы так и прет. Ихняя духовность — это прямо какое-то наказание на наши головы. Лишают последней возможности воссоздать наш самолучший образ жития и прямо силком загоняют в чуждую нам толерантность.
А ведь сколько восстановили порушенных и новых церквей повсеместно построили, в каждой есть воскресная школа и какой-никакой молодежный актив, да и ОПК внедряют в общеобразовательных учебных заведениях, чтобы эти основы закрепить и развить в душах и сердцах нонешней такой строптивой молодежи. А они как вышли за порог школы, так все и позабыли. И пороть их снова не здорово. Не цепляет их ни православный царь, а по сути изверг — Иоанн Грозный, ни святые покровители семьи и брака Петр и Феврония, ни другие во множестве, потому что время то ушло безвозвратно вместе с духовностью. Нет ее той и такой без людей, которые и были ее носителями. Мы не можем разделять их ту веру и те чувства, которые они испытывали к власти и духовенству, потому что сейчас все другое.
Да, памятники этим извергам кое-где стоят, но тоже не особенно вызывают интерес и почитание. А к некоторым, как к композиции в честь Ледового побоища во главе с Александром Невским, так и совсем не добраться. Открывающие его прилетели по воздуху, потому что по суху — ни проехать, ни пройти. Дороги туда не ведут.
Да если даже День Народного Единства, в который и пишу эти строки, не прижился, не стал народным по сути, а лишь как выходной был принят без особой благодарности, то надо же понимать, что духовность в приказном порядке сколько ни насаждай, толку не будет. А будет раздражение и карикатуры во множестве. Елкин уж постарается. И будет прав.
***
«Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять…»
Согласна с поэтом Кушнером.
Историческая реконструкция как игра для взрослых и детей вполне может существовать. Оживление каких-то традиций возможно. Но буквальное воссоздание духовных переживаний по поводу давно прошедших событий — это какое-то нездоровое желание. Нереальное. Это как прицепить нарисованный лист из бумаги, очень похожий на тот, облетевший, чтобы кто-то думал, что он не упадет и «я буду жить»… Это, конечно, желание понятное для того героя из рассказа О. Генри, но не годится для нас сегодняшних. Так много знающих о мире и его обитателях.
Неужели наше время такое уж бесполезное для проживания в нем?
Откуда взялось это неуемное желание все повернуть назад, может, от страха, что не справимся с научно-техническим прогрессом, не устоим перед искусственным интеллектом? — Да полноте, человек к образу и подобию Божию еще только-только начал свой путь. Далеко ему на этом пути до совершенства. Да и вот же: с климатом нелады, нужно от бездумного потребительства переходить снова к экономии и бережливости, возрождать зеленую экономику. Да и с бедным населением у нас проблемы: некоторые живут буквально как при царе Горохе, но как раз мечтают не вернуться вспять, а улучшить свой быт и догнать хотя бы Португалию по уровню жизни. Как, кстати, кем-то и обещалось, но забылось.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)