«Санитарный террор»: церкви как «рассадники эпидемических заболеваний»
27 февраля 2020 Ахилла
Из книги протоиерея Владимира Рожкова «Записки священника».
Владимир Рожков стал священником в 53 года. Был настоятелем Никольского храма в Магнитогорске, 5 сентября 1960 года отправлен за штат. Умер в Туркестане 18 апреля 1966 года.
***
…В феврале месяце [в Оренбургской епархии] начались повсеместные санитарные обследования церквей как возможных рассадников эпидемических заболеваний. 9 февраля 1964 г. специальная комиссия горсовета с участием санврача прибыла в оренбургский собор. Она брала «мазки» с наиболее почитаемых и целуемых верующими икон, с напрестольных крестов, чаш, лжиц. Потребовали дать на исследование и запасные Дары, но о. Александр Никитюк, снимавший для комиссии требуемые предметы, дать Св. Дары отказался. Конечно, комиссия работала в присутствии старосты собора Кобзева Г. М. Владыка Леонтий в это время «тяжело болел» — никого не принимал и никуда не выходил. В городе Сорочинске в церкви взяли даже пробу воздуха.
Второго марта потребовали через старосту, чтоб все священнослужители и алтарницы, имеющие соприкосновение с народом, прошли санитарно-бактериологическое обследование. Предупреждали, что отказавшиеся от осмотра будут уволены. Через обследование прошли все, исключая архиерея, его приближенного о. Бориса, сказавшегося на этот момент больным, и алтарницы-монахини, отказавшейся от обследования наотрез. Ее оставили в покое, и она служит до сих пор. На исследование брали слюну и кал.
Поскольку священнослужители этому надругательству подвергались впервые, то не обошлось без некоторых осложнений и казусов. В назначенное время все пришли в санитарно-эпидемиологическую станцию, их приняли, усадили за стол. На столе стоял графин с прозрачной жидкостью и стаканчики, предложили каждому выпить, выпили. Это была английская соль. Вскоре заурчало в животах, и один за другим «визитеры» потянулись в туалетную комнату. Когда первый совершил рейс, то нянечка заглянула в туалет и, выйдя, сказала, что надо делать не «на вылет», а в подставленные туалетные судна. Оплошавшему дали второй стаканчик «английской горькой». Остальные стали делать по-правильному. Принимая во внимание специальность посетителей, комиссия освободила их от венерологического обследования и посещения кожно-венерического диспансера.
После произведенного осмотра сможет ли священник возражать против отобрания регистрации, если его, например, объявят носителем скрытой дизентерии? Нет, и он должен будет прекратить служение на законном, научном основании. Ничто же не помешало в статье «Модернизация идеологии современного православия» И. Холомянскому сообщить общественности: «В г. Бузулуке в декабре 1963 года и январе 1964 года медицинские учреждения обследовали всех крещенных детей и установили, что две трети этих детей больны кожными и легочными заболеваниями» («Южный Урал»)…
Один ленинградец писал мне: «У нас пока все благополучно, служим по-прежнему. Усердие ваших обследователей в целях гигиены меня очень возмутило: я не позволил бы произвести над собой этих манипуляций, каким подвергались ваши собратья. Слишком уж это. Здесь немного полиберальнее. Мы не продавцы и не парикмахеры, нельзя уж так шею протягивать».
По существу, было совершено кощунство над дорогими святынями верующих. Священство подвергалось унизительному издевательству. Епископы, не подвергавшиеся обследованию, смотрели иначе, и один из них в марте 1964 года издал по епархии распоряжение, в котором имелись следующие пункты: «Напоминаю о сохранении в храмах и особенно в алтаре должной чистоты и порядка. Для этой цели предлагаю к исполнению следующие практические меры.
- Иконы, панихидные столики и другие предметы религиозного культа в храме после каждого богослужения должны тщательно вытираться чистым полотенцем.
- Просфорная комната должна быть чисто убрана.
- В алтаре напрестольные кресты, Евангелие, сосуды (чаша, дискос, лжица, копие, помазка для елеопомазания) каждый раз после употребления должны обязательно вытираться и дезинфицироваться одеколоном (вытирать ватой, смоченной в одеколоне).
- Крестильный ящичек с внутренним его содержанием каждый раз после употребления следует тщательно вытирать ватой с одеколоном.
- За богослужением, когда верующие прикладываются к Евангелию или праздничной иконе, следует время от времени вытирать Евангелие или икону полотенцем, смоченным одеколоном, а сам священник также дезинфицирует свои руки одеколоном.
- После богослужения священник моет свои руки и обливает их одеколоном.
Если храм посетит (после богослужения) санитарная комиссия для проверки санитарного состояния храма и предметов религиозного культа, священник по просьбе этой комиссии выносит из алтаря требуемые предметы религиозного культа: крест, Евангелие, чашу и др. предметы для их осмотра. Если санитарная комиссия пожелает сделать ватой мазки на этих предметах, не возбранять им это делать. Акт обследования санитарной комиссии подписывает также и священник».
Читайте также:
- Красные руки Вождя
- К тому ужасу, который мы пережили, привела трусость
- Советская власть и РПЦ: временное «перемирие» 1945–1953 гг.
- «30 религиозных праздников уносят около 100 рабочих дней»
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)