Семинаристы в поддержку Соколовского
30 марта 2017 Виктор Норкин
Такое название получила акция, идея которой возникла достаточно спонтанно, после того, как я посетил ряд слушаний по делу Соколовского, где выступали верующие свидетели со стороны обвинения.
Вообще ситуация с Русланом Соколовским меня удивила с самого начала. Парень занимался блоггингом, делал ролики, ловил хайп, жил своей жизнью в пространстве YouTube. Так делают многие сегодня. Но летом 2016-го он решил проверить на прочность слова канала России-24 о том, что за ловлю покемонов в храмах грозит уголовное наказание. Он пошел в Храм-на-Крови, снял ролик об этом, смонтировал и выложил его на своем канале. Это вызвало ту реакцию, которую мы сейчас наблюдаем. Среди верующих появилось огромное количество оскорбленных этим роликом.
Лично меня, как верующего человека, как выпускника Духовной семинарии, этот ролик не оскорбил никак. Я посмотрел его спустя месяц после выхода. Ролик как ролик, ничего особенного, ничего оскорбительного я в нем не нашел. Он не пошатнул мою веру, не покорежил мои богословские взгляды, не вызвал во мне чувства гнева и ненависти по отношению к Руслану. Я посмотрел этот ролик и вскоре забыл о нем, да и о канале Руслана, потому что мне интересны другие каналы на YouTube.
Потом из СМИ я узнал, что Руслана взяли под арест, завели на него дело по статье 148 за оскорбление чувств верующих, к этому добавили статью 282 (за якобы какой-то экстремизм, который совершил Руслан). Это просто нелепо и глупо. Все эти вещи притянуты за уши.
Закон об оскорблении чувств верующих что дышло — куда повернул, туда и вышло. Закон, по которому можно посадить абсолютно любого человека за абсолютно любую глупость и шалость. После того как Руслана взяли под арест, мне стало понятно, что он бросил вызов не только церковной системе, но и политической. По сути, он стал политическим заключенным, на которого воздвигла гонение еще и Церковь, как на инакомыслящего. Хотя из уст велеречивого господина Легойды мы слышали, что Церковь «не жаждет крови» блогера.
Де-факто мы видим обратное. РПЦ оскорбилась роликами Соколовского, чувства верующих были унижены и оскорблены, но откуда и почему это взялось? Не святые ли отцы Церкви учат бороться со страстями и преодолевать в себе всякий гнев и раздражение? Не Священное ли Писание учит любить ближнего и покрывать грех его? Наверное, Писание и Предание уже перестали быть актуальными для нашей церковной организации. Она хочет оскорбляться, быть оскорбленной, чтобы потом применять административный аппарат для гонения инакомыслящих. Церковь, гонимая в советские годы, стала в XXI веке церковью гонителей и притеснителей всяческой свободы и мысли.
Я начал следить за процессом по делу Руслана Соколовского. Потом я узнал, что над ним в марте должен состояться суд, куда будут приглашены верующие свидетели со стороны обвинения. Я решил выступить в поддержку Руслана Соколовского, прийти на суд от лица другой группы верующих, которые не были оскорблены его роликами. Мне кажется, что это самая разумная позиция сегодня. Три дня в сети я следил за процессом, смотрел показания свидетелей обвинения, которые были оскорблены роликами Руслана Соколовского. Меня удивили и поразили две вещи:
1. Почему и зачем собрали абсолютно некомпетентных и незнакомых с православным вероучением людей?
2. Из показаний одного из свидетелей я узнал, что оказывается священник храма Большой Златоуст отец Сергий собрал группу верующих, посадил их смотреть ролик для того, чтобы они оскорбились, а потом написали об этом заявление в Следственный Комитет. Зная нашу церковную систему, мне сразу стало ясно, что рядовой священник Сергий никогда по своей воле такую акцию не сможет организовать. У нас все делается по благословению, по распоряжению свыше.
Вероятнее всего, этот приказ пришел от настоятеля храма отца Виктора Явича, который в проповеди (см. видео) в воскресный день с амвона сказал, что те верующие, которые приходят в суд и говорят, что они не оскорбились, «просто извращенцы, просто психически ненормальные люди и моральные уроды» (с 12 мин.). Но даже и настоятель храма не может организовать подобную акцию. Вероятнее всего, это было распоряжением либо митрополита, либо епископа Евгения (Кульберга), который был настоятелем этого храма два года.
Показания свидетелей меня поразили еще и тем, что православие и христианство в них как будто выставлялось чем-то средневековым и мракобесным. Сложилось ощущение, что они сознательно топят Церковь и христианство, давая такие показания в суде, ряд из которых набрали на YouTube более 100 тысяч просмотров. Это же антиреклама Церкви, антимиссионерство. Зачем так поступать?
Поэтому я и решил прийти. Мне писали некоторые священники, диаконы Русской Церкви, которые говорили, что они также видят в этом суде абсурдность. Они жаловались на то, что молодежь отворачивается от Церкви и смотрит на нее как на феодальную, мракобесную структуру, которая постоянно выставляет сама себя с негативной стороны, участвует в многочисленных скандалах и прочее.
Собственно, так и возникла идея акции #СеминаристывподдержкуСоколовского. Набрав такой хэштег Вконтакте, можно почитать анонимные и неанонимные свидетельства верующих мирян, семинаристов, священников и диаконов, которые выступили против суда над Русланом, которые понимают, что прежде чем судить внешних Церкви людей, РПЦ нужно самой разобраться со своими внутренними нестроениями и проблемами, которых просто огромное множество.
Мне удалось пообщаться с Русланом и его мамой. Руслан достаточно грамотный и образованный парень, со светлой головой и большим количеством творческих идей. Он потерял отца, брата, помогал своей маме снимать квартиру, потому что жили они достаточно бедно. Мать у него сейчас болеет и глубоко переживает всю эту ситуацию. Она была рада, что Церковь в лице рядовых верующих, священников и диаконов поддержала Руслана, выступила в его защиту. Для нее это стало большим утешением и моральной поддержкой.
Что касается меня, то я вместе с рядом верующих мирян, семинаристов выступлю в суде в качестве свидетеля защиты Руслана Соколовского на следующей неделе. Христианам нужно бороться за правду и не бояться осуждения от официальных структур.