Шепот последнего «грешника»
5 февраля 2020 Сергей Дурылин
101 год назад умер религиозный философ, публицист, мыслитель Василий Розанов (20 апреля/2 мая 1856 — 5 февраля 1919).
***
Сергей Дурылин, который близко знал Розанова, часто писал о нем:
Бороденка — зеленая: табачная зелень, и в ней совсем желтые, не от рыжины, а от табаку, волосенки, — руки трясутся; на шее синие жилки; все прокурено: бороденка, нос, щеки, шея, даже уши обкурены. Пальцы на руках — коричневые от табаку. Какая уж тут праведность, когда губы сохнут без папироски, как без воды живой! Как другие не только едят, но и «объедаются» и «обжираются», так и он не только «курил», но и «обкуривался». Весь обкурен и все кругом обкурено.
Я не курю. Я и дыму табачного не люблю.
А вот его дым — от его папироски: вечной, неугасимой! — любил, и тоскую по нем.
Увидать бы хоть на минутку опять алый огонек его неугасимой папироски. Полегчало бы на душе.
Нет. Не увидишь. Все кончено. Могила.
***
С первой панихиды, от гроба Василья Васильевича (да еще не было и гроба: он лежал на дубовом столе, под простыней) мы возвращались с Фл[оренским] вместе, утопая в лютых снегах темного захолустья. Фл. кутался, зябко погружая гоголевский нос в свой холодный драповый воротник.
Я был поражен на панихиде лицом Вас. В-ча. Оно было мирно и непорочно — обвеяно покоем, обласкано покоем — хотелось сказать: награждено покоем. Все мутное, все болевое и все мятежное побеждено было в нем покоем, было на нем какое-то величие навсегда пришедшей тишины, — точно слышен был голос усопшего: «Вот этот — тихий и покойный — и есть я».
***
В.В. Розанов был последний.
То, что он шептал на ухо голосом, имеющим от тайны и глуби, то осталось перед глазами немногих, как синенький дым его папироски. Папироска давно потухла, курить ее некому, да и сорта такого уже не делают. Остались примечания мелким шрифтом, — с особыми курсивами: через 5-10 лет их никто не поймет, — не услышит в них того же шепота. Книги обрастут мхом — и все будет кончено.
Кому нужно — это «тихое», вверяемое уху шепотком, — и в шепотке добирающееся до глубин, до вечных несказуемых тайн?
Нет, папироска потухла навсегда.
И никто не закурил от нее.
***
В.В. Розанов был «грешник». Так жена (при мне) и говорила ему, когда он ерепенился: «Я — язычник!»
— Какой ты язычник! Ты — просто плохой христианин!
Должно быть, оттого с ним и было так легко всем, что он был «грешник». Нельзя без слез и улыбки читать его рассуждение о святой Травиате («Среди художников»). Зато — тут и тепло, тут и «уют», тут и ласка какая-то, до корней, до ручьев подземных бытия… Как холодны и скупы пред ним «праведники» — Трубецкой, Флоренский, Булгаков. У «грешника», должно быть, хлеб мягче, оттого, должно быть, что и рука мягче: не столь тверда и уверенна, как у «праведника».
***
Христианство не догорело и чадит, — так думал Василий Васильевич. — Оно не коптит. Оно тает. От лучей какого же солнца? О, как страшно! <…> Тает и в городе, и в деревне, на холмочках, даже в глубоких ложбинках… Всюду тает…
И как задержать это таянье?
Тает. Вот и все.
***
Он закуривал свою папироску на огоньке жизни, и курил спокойно, и дым от папироски застилал все окружающее. Так прожил он всю жизнь. Но, когда пришла смерть, папироска потухла, а прикурить от огонька жизни, который погас, было уже поздно, — дыма не было, и на миг он увидел, как ужасна и пуста жизнь. И это было так страшно, что этот миг без папироски перевесил все годы спокойного серого дыма. Он закрыл глаза — и умер от страха, даже раньше того, как пришла смерть.
***
У Василия Васильевича Розанова было любимое «гневное» слово — дуролом. Например, критики-семинаристы были для него — дуроломы. Некто, рассуждающий «о политической экономии как о поэзии и о поэзии как о политической экономии» (выражение Пушкина), — был для него дуролом.
Произносил он это слово гневно, выпукло, сочно и так убедительно, точно прикреплял к тому, о ком оно было, завершительный и липко-невозвратный «аминь». Это было его слово. Оно все было окрашено им, и его как-то, в свою очередь, окрашивало. Я часто вспоминаю это слово. Оно многое объясняет. Думаешь, думаешь иногда, так и этак судишь, теорию строишь, объясняешь себе, ищешь, создаешь объяснения… а все просто: просто дуролом действует. Дуролом говорит. Дуролом сочиняет.
***
Он был дитя.
Однажды в холодную осень 1918 г. вижу, он в плаще, худой, старый тащится по грязи по базарной площади Посада. В обеих руках у него банки.
— Что это вы несете, Василий Васильевич?
— Я спасен, — был ответ. — Купил «Магги» на зиму для всего семейства. Будем сыты.
Обе банки были с кубиками сушеного бульона «Магги».
Я с ужасом глядел на него. Он истратил на бульон все деньги, а «Магги» был никуда не годен — и вдобавок подделкой.
***
Василий Васильевич Розанов влезал в топящийся камин с ногами, с головой, с трясущейся сивой бороденкой. Делалось страшно: вот-вот загорится бороденка, и весь он, сухонький, пахнущий махоркой, сгорит… А он, ежась от нестерпимого холода, заливаемый летейскими волнами, лез дальше и дальше в огонь.
— Василий Васильевич, вы сгорите!
Приходилось хватать его за сюртучок, за что попало, тащить из огня…
— Безумно люблю камин! — отзывался он, подаваясь назад, с удивлением, что его тащат оттуда.
Это слово «безумно» у него не сходило с языка: «безумно хочется тепла!», «безумно хочу сметаны!», «безумно хочу щуки!» — и ничего этого не было, не было, не было. Были ужасные, разваливающиеся, колючие лепешки из жмыха.
Это было зимою 1918 г.
***
В нем была величавая, детская, изумительная и изумляющая наивность.
Даже не детская: он был иногда наивен, как березовый листок, развернувшийся под солнцем на ветке, и, вероятно, думающий, что солнце светит для него и будет всегда светить.
Ветку с листком сорвали. Она очутилась в венике. Веник употребили, на что обыкновенно употребляют веник.
А листок все ждал, что на него по-прежнему будет светить солнце.
Он ждал солнца. Он был наивен.
А может, он был мудр?
***
«Все субъективно».
Для меня — и в личном общении, и в чтении — В.В. Розанов был в 1000 раз интереснее Льва Толстого, а за колечко его «дыма» в разговоре я отдам все «Царство Божие внутри Вас» с придачей «Крейцеровой сонаты».
(..) «Все субъективно»: сколько людей видело около В.В-ча бесенка в грязи, а я видел где-то недалеко, совсем недалеко от него, Того, Кто прекраснее лилий полевых.
***
В Розанове был неисчерпаемый и до конца дней неисчерпанный запас детского по чистоте и непосредственности идеализма.
Он женился юношей на женщине, которая на два десятка лет была старше его, женился только потому, что она была любовницей Достоевского, — Достоевского, которого он обожал, боготворил. Выходило что-то невообразимое, вроде того, что он женился на Достоевском. Более книжной, теоретической, идеалистической женитьбы трудно и представить.
И из-за этого он мучился всю жизнь.
Письмо, где он описывал это мученье, было в числе тех, которые он за один год до смерти попросил меня спрятать — и дать родным только после его смерти.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)