Священников почитали раньше, в отличие от сейчас
30 июля 2019 Ахилла
Из книги Л.Н. Лопатина и Н.Л. Лопатиной «Коллективизация и раскулачивание в воспоминаниях очевидцев» (М., 2006) из серии «Люди Кузбасса».
Респондентам среди прочих задавались и такие вопросы: была ли церковь в деревне, как часто её посещали люди, почему они туда ходили, как относились к священнику, почему закрыли церковь.
Мы составили для наших читателей подборку ответов на эти вопросы из указанной книги.
***
Церковь у нас была. Но потом её разрушили. В 1931 г. священника отправили в ГУЛАГ.
***
Преимуществом нового времени стало то, что начали учитываться духовные потребности населения: появилось множество сельских клубов с кружками художественной самодеятельности, «избы-читальни». Данные изменения с радостью были восприняты крестьянами.
Только борьба с церквями никого не устраивала. У глубоко верующего населения вдруг насильно отобрали веру. Но сама вера в Бога у большинства семей осталась такой же нерушимой. Церкви же закрывались, потому что власть видела в них непосредственную себе угрозу. Ведь при социализме не должно быть другой веры, кроме как в партию и светлое социалистическое будущее. Да и сами священники восставали против советской власти.
***
В деревне было 4 церкви, из них одна большая каменная, все жители деревни очень гордились этой церковью. Она была как достопримечательность. Церковь посещали все и — обязательно. В гражданскую войну на деревню периодически набегали банды красных, сжигали церкви и расстреливали священников. Каменную церковь восстанавливали много раз. Но ее все равно разрушили. Это было уже в годы коллективизации.
***
Церкви в деревне не было. Была так называемая «молельня». До революции были все в основном верующие. Дом посещали регулярно. После революции священник был изгнан из деревни Марьей «Рябой». «Молельню» закрыли. Молились дома. Во время войны «молельню» открыли. Священника и учителя считали самыми образованными людьми, относились с уважением.
***
Церкви в нашей деревне не было. Она была в 4 км. в Лебедях. Взрослые туда ходили, а молодежь — почти нет. Священником был видный и важный человек. Его очень почитали. Но по распоряжению правительства ту церковь закрыли. Так диктовала партия.
***
В деревне у нас церкви не было. Только — часовенка. Но священник был. Очень его уважали. Почему тогда церкви закрывали — не знаю. Помешали они, наверное, кому-то. А сейчас вот опять их устанавливают. Кому-то они опять понадобились. Зачем же их тогда было рушить?
Винят в этом коммунистов. А при них, мне кажется, люди лучше жили, чем сейчас. При коммунистах было так: кто-то где-то утащил, а кто-то и нет. А сейчас — мы не тронь, а они карманы набивают. Им и живется.
***
К священнику в деревне относились с большим уважением и почетом. К священнику шли советоваться, с его помощью заключали мировую при ссорах. Раньше у нас была церковь. Но её закрыли. На верующих начались гонения. Появилась новая религия — атеизм, то есть безверие, безбожие. Это был один из самых страшных периодов в нашей истории! Люди потеряли не только веру, но они потеряли и себя.
***
В Яе была церковь. Почти все жители туда ходили, чтобы получить совет, очиститься, детей покрестить. К священнику относились очень хорошо. Вообще, в деревне самыми интеллигентными людьми считались священники и учителя. В 1937 г., говорили, вышел закон о закрытии церквей. Яйскую церковь святого Онуфрия разграбили. Через несколько месяцев её вообще сожгли.
***
До коллективизации у нас церковь была, свой приход. Но красные ту церковь спалили. Сказали, что в ней окопались пособники кулаков и прочей контры. Хотя, какие из батюшки и дьячка пособники?! Священника уважали и любили. Он был человеком умным, добрым и справедливым. К нему все за советом и помощью шли.
***
Была небольшая церквушка, которую после ареста попа в 1939 г. закрыли. До этого её посещали пожилые люди. К священнику относились неоднозначно.
***
Каждое воскресенье мы с мамой ходили в церковь. Каждое воскресенье ходили молиться. Дружно ходили, все нарядно одевались. К священнику относились уважительно. (..) Потом церкви позакрывали. Почему? Да чтобы шли все в партию, а не в церковь, чтоб коммунистами все становились. Внушали, что религия обманывает людей, Бога нет! Но коммунисты, хоть и тайно, но все же крестили своих детей.
На престольный праздник съезжалась вся округа в гости. У каждой деревни был свой престольный праздник. Бывало, мы едем на лошади, а кругом люди — красивые, добрые, здороваются, улыбаются, целуются.
***
По праздникам ходили в соседнее село, там была церковь. А потом ее переделали в зерновой склад, иконы поворовали, а на стенных росписях все лица святым позамазали краской. Священников арестовали.
***
Церкви у нас не было. Была в Каракане. Священников тоже почитали раньше, в отличие от сейчас. Ходил он по деревням, читал молитвы, никто не запрещал. Старообрядцев и богохульников не было. Позже церковь в Каракане закрыли, разграбили. Сделали в ней зернохранилище.
***
Церкви в деревне не было. Но крестьяне ходили молиться в соседнюю деревню, где церковь оставили. А вообще-то коммунисты закрыли все церкви. Священники обслуживали людей на дому, отпевали умерших, крестили родившихся. Священников почитали как Бога. Но в школе учили, что Бога нет.
***
Церковь коммунисты закрыли. Веру отменили. Священников тиранили, ссылали. Крестьяне молча относились к этому. Лишь втихомолку молились.
***
У нас в деревне церкви не было. Церковь была за 20 км. от деревни, та, что сейчас называется Никольским приходом. В церковь мы ходили по праздникам. У нас почти все веровали. В церковь шли охотно. В каждом доме были иконы, украшенные полотенцами. В то время многие церкви закрывали, поскольку правительство было против Бога. А почему так, я не знаю. К священнику мы относились хорошо, все его уважали.
***
Раньше во всех деревнях были свои церкви. На самом видном месте стояли, на возвышенности. Народ в церкви ходил постоянно — с малолетства и до глубокой старости. Священников уважали, относились к ним как к необыкновенным людям. Во время советской власти Крупская приказала все церкви по деревням ликвидировать.
***
Церковь и Бог — единственное, во что верили. Вот и ходили туда. И зачем было коммунистам кресты с церкви снимать? Это же свинство! Никем не доказано, что Бога нет. И утверждать мы этого не можем. Священников мы уважали.
…Для нас Сталин был Бог. Мы даже плакали, когда по радио передали, что он умер.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)