Традиционное благочестие антисекса
5 января 2021 Ольга Лазорева
Повторяем один из ранних текстов нашего проекта.
В церковных лавках продается множество книжек с приторными благочестивыми картинками. На обложке женщина в платочке, мужчина с бородой, милые, ангельского вида, дети, все в иконах, из окошка виднеется храм… лепота… православная семья, где царит лад и уют, тишина и покой. Но что если оторваться от этих картинок и посмотреть, как эти благочестивые установки сочетаются с реальной жизнью?
Допустим, молодой человек или девушка приходит в храм и начинает интересоваться православием.
Первое, с чем придется столкнуться — это система запретов и ограничений, которую я назову здесь традиционным благочестием.
Прежде всего это запреты, которые касаются сексуальной сферы. Вокруг этого крутится вся «духовная жизнь», концентрируются все силы (а почему не вокруг тщательного исполнения домашних и профессиональных обязательств?).
Все сексуальные мысли, мастурбация — это страшные грехи, с которыми надо бороться. На этом строится вечернее и утреннее правило, хотя какое отношение все эти грехи имеют к людям, которые не давали обетов целомудрия?
Скажу прямо: православие отрицает созданную Богом природу человека, важным компонентом которой является сексуальность. Даже хуже чем отрицает. Православное учение транслирует такие двойные послания: вроде секс в браке — это можно, но нельзя (греховность сексуальных мыслей плюс замечательное изобретение — супружеское воздержание, которое похоронило огромное количество семей).
Это приводит к тому, что проявления нормальной, здоровой сексуальности переживается людьми как тяжелое преступление. Мучительное чувство вины калечит смолоду, заставляет всерьез бороться с самыми естественными проявлениями (особо тяжело страдают от «бесовских нападений» мужчины и женщины с сильной половой конституцией, асексуалам в этой системе координат жить много проще).
Ни один батюшка не скажет на исповеди парню, пришедшему исповедовать «блудные мысли»: «Брось себя мучить и в себе копаться. Ты мужчина. Это твое тело, и с тобой все в порядке. Выкинь молитвослов и открой жемчужину Библии „Песнь песней“». Кто такое видел?
Во дни моей юности исповедовали прослушивание чувственной музыки, танцы, жить под тяжестью запретов приходилось пригнувшись, озираясь, как бы не согрешить.
Человека на все не хватает, а упор на внешнее, да еще когда гайки закручены до упора, может сорвать резьбу и качнуть в другую сторону. Если долго и упорно корчевать здоровое — это место будет занято болезненными проявлениями разного рода.
Я, например, видела одного такого аскета, постника и молитвенника, который жил по своей инициативе с женой как с сестрой, а потом взялся уводить из семьи одну мою знакомую.
Бывает, дело кончается разного рода сексуальными нарушениями, которые православные мужчины и женщины будут долго расхлебывать уже в браке.
Воздержание — залог счастливой семьи. Мы платим Богу воздержанием и покупаем у него семейное счастье. Отличная сделка, правда?
На практике это выглядит следующим образом: молодым людям священники советуют не иметь интимных отношений до брака в течение года (иногда дольше), пока не сложатся обстоятельства, делающие возможной совместную жизнь. Потом венчаться, и вот тогда… Если любит — подождет.
С реальной жизнью все это мало сочетается, и вот почему.
Мужчин, которые на сегодняшний момент готовы на такое, немного (это непростое испытание в молодом возрасте, когда вся кровь кипит рядом с любимым человеком), и девушке придется выбирать не самого лучшего, порядочного, ответственного, зрелого, а из тех немногих, кто настроен воздерживаться. Скольким из них просто не очень нужен секс, выяснится уже потом. Тут кому повезет, а кому и нет, и такие случаи отнюдь не редки.
Партнер, которому секс нужен больше, становится очень зависим от своего партнера: второй будет иметь над первым огромную власть, разрешая или отказывая в близости.
Также при отсутствии опыта совместной жизни невозможно узнать человека, и велика вероятность столкнуться с проблемой: вы оказываетесь в браке с партнером, который ведет себя абсолютно неприемлемо.
Тут еще уместно сказать про некоторых пожилых священников, которых иногда называют «старцами». Существует распространенная дикая практика просить у этих монахов советов по устройству семейной жизни, медицине и даже праву. То есть то, с чем надо идти к психотерапевтам, врачам и юристам, несут «старцам». Причем их советы воспринимаются как непреложное руководство к действию, как будто это гадалки, которые видят будущее.
Вместо того, чтобы думать, советоваться со специалистами, мучительно размышлять и молиться, принимая тяжелое решение, люди перекладывают с себя ответственность на «старцев» (я вот задаюсь вопросом, а зачем эти толпы вопрошающих нужны самим «старцам?»).
Одна моя близкая знакомая поехала к о. Николаю Гурьянову на остров Залит с молодым человеком, которого она совсем не знала, но который сделал ей предложение. Ей казалось, что отец Николай прозорливый, и увидит, будет ли у нее с этим мужчиной счастливая семья. Старец дал добро, однако в ходе подготовки к свадьбе выяснилось, что юноша ведет себя очень странно, а отменить свадьбу девушке было невозможно, так как нельзя нарушить благословение старца. В итоге выяснилось, что у юноши психическое расстройство, он гонялся за молодой женой с топором, чудом она осталась жива. Мучительная ситуация привела к микроинсульту в 25 лет. В скором времени супруги развелись.
«Не надейтесь на сыны и на князи человеческие, в них же несть спасения…» — поют на литургии, но порочную практику это не исправляет, и доверчивые души вновь и вновь едут за благословением.
Если человек состоит в браке, то в церкви ему скажут, что надо непременно венчаться (раньше это было обязательно), шантажируя отказом в причастии, называя семью «блудом». Всеми силами такой человек будет тянуть из супруга согласие на венчание, отказывая ему в близости.
А бывает еще и так: «Раз у нас с тобой блуд, так я пошел, найду себе девственницу 18 лет, чтобы сразу было все по-правильному, потому как отцы говорят, что блуд — не брак и даже не начало брака». Знакомо?
Сколько семей, вполне благополучных, потерпело на этом крах? А ведь каждая счастливая семья — редкая и очень хрупкая драгоценность, которая легко разрушается, соприкасаясь с традиционным благочестием.
Иллюстрация: картина Zdzislaw Beksinski
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: