Три рождественских фильма для взрослых
25 декабря 2019 Егор Владимиров
Рождественские и новогодние праздники — это обычно время просмотра так называемых «семейных» фильмов — с минимумом конфликтов, со счастливым финалом, фильмов, которые можно смотреть всей семьей, которые оставляют в душе ощущение умиротворения и покоя и никоим образом не инициируют процесс размышления над по-настоящему сложными и — иногда — страшными вопросами.
Никак не оспаривая необходимость существования таких фильмов, все-таки хотел бы заметить, что существуют и другие рождественские фильмы — при всем сохранении праздничного антуража в кадре они заставляют задуматься над жизнью как таковой. Эти фильмы, быть может, менее популярны известных новогодних и рождественских историй — но в продолжение пары недель ничегонеделания в конце одного года и начале следующего мне хочется пересматривать именно их.
Eyes Wide Shut (1999)
Последний фильм великого Стэнли Кубрика, снятый по мотивам новеллы австрийского писателя начала ХХ века Артура Шницлера, усиленно старается «притвориться» стандартной рождественской историей — весело украшенные елочки находятся на первом плане в каждой из съемочных локаций фильма, за исключением всего одной (что, как нетрудно догадаться, сделано намеренно).
За два часа и сорок минут экранного времени Кубрик филигранно показывает, насколько хрупкими являются любые человеческие взаимоотношения, насколько просто запускается механизм их разрушения всего парой фраз, сказанных непреднамеренно. Тот кошмар, в который все больше и больше за какие-то считанные дни погружается главный герой, страшен еще и потому, что он удивительно узнаваем; потому что этот кошмар находится не извне героя, он, как оказывается, долгое время находился внутри него, и достаточно было одного идиотского разговора, чтобы внутренние демоны вышли наружу.
Впрочем, внешний мир у Кубрика тоже совсем не идеален, и за фасадом веселых рождественских украшений прячутся еще те монстры; единственное, что здесь можно сделать — продолжать скользить по этой ярко-глянцевой фасадной поверхности и ни в коем случае не пытаться заглянуть за нее — иначе костей не соберешь.
Хрупкость человеческих взаимоотношений и весь ужас мира как такового — что еще надо в момент окончания одного года и начала другого? Наверное, ничего более. Только следует сохранять осторожность — как известно, Том Круз (в этом фильме он сыграл одну из своих лучших ролей) и Николь Кидман, сыгравшие в этом фильме главные роли (наличие реальной супружеской пары в главных ролях было одним из условий режиссера), развелись по окончании съемок фильма.
Ну и еще смотреть его надо, в соответствии с указаниями Кубрика, исключительно с субтитрами — иначе много что потеряется, да вот хотя бы та интонация, с которой Николь Кидман произносит финальную реплику в картине.
In Bruges (2008)
Первый полнометражный фильм Мартина МакДонаха, который к моменту его съемок был не только самым популярным современным англоязычным драматургом в мире, но и обладателем «Оскара» за лучший короткометражный фильм, в продолжение примерно первых минут сорока производит на зрителя странное впечатление — ну хорошо, ну вот два гангстера на отдыхе, милый кукольный городок в табакерке, украшенный к Рождеству, шутки, которые запросто можно предсказать, если ты уже смотрел как минимум пару фильмов Гая Ричи или классические фильмы Квентина Тарантино — но к чему все это?
Во второй половине фильма понимание того, «к чему все это», накрывает, словно взрывная волна — ты не успеваешь осознать, как и когда это произошло, но автор просто переключает регистр, и из умеренно смешной комедии кинокартина превращается в настоящую, страшную трагедию, где все всерьез — и любовь, и дружба, и жизнь, и смерть. И в тот момент, когда ты понимаешь, что все старательно развешанные по стенам ружья в первой части фильма начинают одно за другим выстреливать в его второй части, то ты просто замираешь от восхищения, глядя на произведение искусства, по своему совершенству и изяществу не уступающее знаменитой колокольне на Ратушной площади Брюгге.
МакДонах — очень оптимистичный и любящий своих героев автор, так что у фильма все-таки счастливый конец. Ну а в рождественские дни этот фильм может помочь не только задуматься над тем, что такое настоящая дружба, но и, быть может, встретиться с теми немногими людьми, которые являются твоими настоящими друзьями.
Elle (2016)
Последний на данный момент фильм Пола Верхувена пришлось снимать в Европе — в снова пуританских США никто не осмелился финансировать это «неполиткорректное» произведение. И нельзя не отметить, что перенос и действия фильма, и собственно съемок, во Францию сделал фильм лучше — в первую очередь потому, что французский кинематограф имеет богатую традицию жестких и циничных антибуржуазных фильмов.
Так зло, откровенно, практически на грани памфлета, буржуазию (или, как это принято сейчас говорить, «средний класс») во французском кино не показывали со времен Клода Шаброля (открывшего, к слову, для мира великую Изабель Юппер, сыгравшую в Elle главную роль). Естественно, кульминацией всеобщего лицемерия становится непременный рождественский семейный обед (куда же без него), но и без этого в фильме достаточно жестокой сатиры на современные политкорректные нравы (впрочем, достается не только им — антиклерикальная линия в картине тоже очень злая).
Этот фильм, рассказывающий про настоящую сильную женщину, может быть прекрасным завершением любого из длинных праздничных вечеров — впрочем, он еще и о том, что сильные люди способны на не всегда общественно одобряемые поступки; но, быть может, именно этим сильные люди и отличаются от тех, что плывут по течению.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)