Церковное диссидентство — не разрушение, а утверждение идеала Церкви

22 июля 2018 священник Илья Соловьев

В ФБ слышны критические высказывания в адрес «церковных диссидентов». Думается, что этот термин должен быть разъяснен и содержание его определено с максимальной точностью.

Церковными диссидентами, как известно, в свое время именовали тех, кто выступал против соглашательской политики руководства Московской патриархии с советской атеистической властью. Диссидентами были авторы открытого письма о преследовании верующих в СССР священники Г. Якунин и Н. Эшлиман, диссидентом был борец за церковную правду Анатолий Левитин, диссидентом был и находившийся в заключении о. Павел Адельгейм, Борис Талантов, преосв. Ермоген (Голубев), до известной степени диссидентом был и о. Александр Мень. Церковное диссидентство в историческом смысле, безусловно, следует признать положительным явлением для общества и, конечно же, созидательным явлением для Церкви. Диссидентство  это церковное сопротивление в СССР против гонений на религию, против попрания права человека исповедовать веру в Бога, это  движение за подлинную свободу человеческой личности. Главной стороной выступления церковных диссидентов советского времени было не разрушение чего-либо, не критика, не отрицание, а утверждение идеала Церкви, идеала свободы и справедливости, и если угодно, утверждение идеала соборности. Само собой разумеется, что утверждение этих идеалов всегда и во все времена было и будет подлинно церковным деланием. А потому применять термин «церковный диссидент» в отрицательном значении сегодня надо было бы очень осторожно.

Совершенно понятно, когда отрицательные характеристики диссидентам прошлых лет дают люди, которые БОЯТСЯ СВОЕГО ПРОШЛОГО. Но вот странно и непонятно, почему так думают некоторые из тех, кто пришел в Церковь уже в постсоветскую эпоху. Может быть они не понимают смысла и значения этого движения в истории? А может быть дело обстоит хуже  они ополчаются против самого понятия диссидентства по тем же причинам, что и некоторые церковные функционеры, подконтрольные безбожной власти?

Мне кажется, что церковное диссидентство в истории имело и определенное профетическое (пророческое) значение. Конечно, прямых параллелей между пророками и диссидентами я бы проводить не стал, но ведь многие пророки все-таки были диссидентами для своей эпохи. Таким был, например, святой пророк Божий Илия  мой небесный покровитель. Обо всем этом нужно писать исследования, бережно хранить исторические свидетельства об этом, почитать борцов за церковную правду, ибо они и есть наставники наши, те, о которых мы должны помнить и церковно поминать.

Какой же характер носит современное церковное диссидентство? Что следует под ним понимать? Во всяком случае для меня диссидентами не являются царебожники и масонофобы, ИНН-щики и алармисты с Афона типа о. Рафаила Берестова и Ко. Справедливую оценку современного церковного диссидентства, безусловно, даст Бог и История. И эта оценка будет независима от мнения сильных мира сего.

Источник

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: