Церковный мир между Украиной и Россией возможен

5 октября 2018 протоиерей Георгий Коваленко

Это текст документа, который уже появился в СМИ украинских (по-украински) и европейских (пока только по-французски), и начинает свой путь к российской аудитории. Однако, памятуя историю мытарств его предшественника весной, не буду ждать ссылки и публикую его просто здесь.

Церковный мир между Украиной и Россией возможен

Второй семинар комиссии «Правда, справедливость и примирение между Россией, Украиной и Европейским Союзом» состоялся в Киеве 2-3 октября 2018 года. Обсуждение состоялось в Институте святого Фомы Аквинского и в Открытом православном университете Святой Софии-Премудрости при участии коллег из Колледжа Бернардинцев, Центра святого Климента, Общества «Мемориал», Киево-Могилянской Академии, Украинского католического университета при поддержке организации «Дело востока» и ОБСЕ.

Российская военная агрессия против Украины длится уже более четырех лет, ежедневно унося жизни не только военных, но и мирных жителей.

Участники семинара рассмотрели тему «Церкви, война и мир» и конфликты между Церквями России и Украины, в т. ч. в контексте их отношений с Римом и Константинополем.

Следуя евангельским заповедям Церкви призваны быть миротворцами между враждующими сторонами и государствами. Выполнение этой задачи невозможно без стремления говорить нелицемерную правду языком, понятным обществам по обе стороны конфликта.

Мы с сожалением вынуждены констатировать, что Русская Православная Церковь в полной мере разделяет ответственность за формирование идеологии конфронтации и нежелание принять суверенную украинскую государственность и украинскую нацию.

Однако в ситуации, когда официальные представители РПЦ как в России, так и в Украине, не желают вести равноправный диалог с украинской стороной, эту ответственность берут на себя христиане, как верные Церкви Христовой и представители гражданского общества.

Сознавая свою ответственность за будущее наших народов и церквей, мы призваны использовать все возможности для диалога, с верой, что путь к примирению и стабильному миру лежит через совместный поиск правды и справедливости.

В ходе обсуждения непростых и противоречивых фактов истории наших Церквей, мы пришли к согласию по следующим пунктам:

  1. Предоставлении канонической автокефалии Православной Церкви Украины является естественным результатом ее тысячелетнего развития. Такое решение в современной ситуации продиктовано заботой о церковном единстве православных Украины. Это даст возможность творческого развития Киевской традиции христианской открытости, многообразия и истинного пастырского служения своему народу.

Вместе с тем, верующим, которые не желают присоединиться к независимой Поместной Церкви, должно быть обеспечено право свободного выбора своей канонической юрисдикции.

Мы также верим, что появление Поместной Церкви Украины будет иметь благотворное влияние и на Русскую православную церковь, создаст условия для переосмысления ею своей истории, избавления от имперской идеологии и для будущего межправославного диалога в Украине и мире.

  1. Путь к полноте единства Украинской Церкви и конструктивным отношениям между Церквями не завершится предоставлением Томоса Православной Церкви Украины. Должен быть продолжен диалог между влиятельными центрами христианского мира: Римом, Константинополем и Москвой, которые, в свою очередь, должны рассматривать Киев не как предмет спора, а как равноправного участника отношений. А Украину не как территорию войны, а как пространство диалога и конструктивного сотрудничества.
  2. Различные этапы истории Церквей Киевской традиции нуждаются в новом осмыслении для уврачевания старых ран и поиска ответов на вызовы современности.

К сожалению, ни Русская Православная Церковь, ни Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) до сих пор не признали своего соучастия в трагических событиях ХХ века по запрещению и попытке ликвидации Украинской Греко-Католической Церкви, а также других преступлениях атеистического тоталитарного советского режима против свободы совести и человеческого достоинства.

Мы надеемся услышать от желающей освободиться от оков прошлого Поместной Церкви Украины слова «прощаем и просим прощения» по отношению к Церквям-сестрам в Украине и за ее пределами.

Уверены, что нелицемерное покаяние и прощение обид должно прийти на смену и нынешней официальной риторике Московского патриархата, не желающего замечать очевидного несоответствия своей позиции Евангелию и исторической правде.

Для того, чтобы мирное сосуществование, сотрудничество и сопричастие Церквей стало реальностью, нам надлежит вместе, отбросив идеологические мифы, по-христиански и с научной объективностью разобраться в хитросплетениях истории взаимоотношений Церквей, государств и народов. Важным примером на этом пути может послужить опыт примирения между Церквями и народами Франции и Германии, Германии и Польши.

Мы убеждены, что примирение между Церквями является надежной основой для мира между Россией, Украиной и всеми народами Европы.

Россия

  • Никита Петров, историк, общество «Мемориал», Москва
  • Сергей Чапнин, журналист, Москва
  • Константин фон Эггерт, журналист, Москва
  • Александр Солдатов, журналист, Москва
  • Украина
  • Епископ Борис Гудзяк, историк, президент УКУ, епископ УГКЦ в Париже
  • Мирослав Маринович, вице-ректор УКУ, Львов
  • Константин Сигов, философ, руководитель Центра европейских гуманитарных исследований при Национальном университете «Киево-Могилянская академия»
  • Отец Георгий Коваленко, философ, ректор Открытого православного университета Святой Софии в Киеве, священник УПЦ
  • Епископ Евстратий Зоря, богослов, Украинская Православная Церковь, Киевский Патриархат, (УПЦ КП)
  • Митрополит Александр Драбинко, Украинская Православная Церковь, Московский Патриархат, (УПЦ МП)
  • Андрей Юраш, Директор департамента по делам религий Министерства Культуры Украины
  • Отец Богдан Огульчанский, священник УПЦ, Открытый православный университет
  • Олесь Кульчинский, украинский ориенталист, Стамбульский университет
  • Михаил Димид, священник УГКЦ, профессор УКУ во Львове
  • Тарас Дмитрик, IEOE, Львов
  • Отец Андрей Дудченко, священник УПЦ, Открытый православный университет

Европейский союз

  • Антуан Аржаковский, историк, со-директор отдела «Политика и религии» в Колледже Бернардинцев; основатель Института экуменических исследований во Львове
  • Отец Войчех Сурувка, польский философ, директор Института религиозных наук св. Фомы Аквинского, Киев
  • Марта Титанец, общество «Каритас» в Польше
  • Сесиль Весcие, профессор Университета Ренна
  • Бернар Маршадье, историк русской религиозной философии в европейском контексте

Источник

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: