Участвовать или нет в суде в качестве присяжного?
19 декабря 2018 Ахилла
У нас на портале, к сожалению, не получила развития рубрика «Вопросы ахилловскому священнику», но мы попробуем возродить ее в другом виде, переименовав в «Вопросы и ответы».
Вы можете присылать свои вопросы нам на почту: ahilla.ru@gmail.com, а мы, обсудив эти вопросы в группах фейсбука и Вконтакте, опубликуем этот вопрос вместе с самым/самыми интересным ответом/ответами.
Вот такой первый вопрос к нам уже поступил:
Участвовать или нет в суде в качестве присяжного?
«На днях мне пришло из суда приглашение/повестка участвовать в рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя. Я не могу решить, что делать. Ранее в таких случаях я игнорировала повестку. Но вот в третий уже раз за последние несколько лет мне приходит подобное извещение, и я задумалась.
Да, я могу оформить „отказ по религиозным убеждениям“, ведь „не судите, да не судимы будете“. Это самое простое, на самом деле — не вовлекаться, остаться в стороне и забыть. Но все ли так однозначно? Мне стало казаться, что такая позиция — продолжение столь распространенного ныне равнодушия в рамках позиции „моя хата с краю“. Я не поддерживаю эту позицию, и Иисус, насколько я понимаю, не поддерживал.
Задумываюсь, противна ли Христу сама идея судебной системы (где судят люди, а не Он). Думаю, что нет — она должна быть, и Он тоже может быть там. И вот если эта система просит меня прийти и участвовать как одну из 12 присяжных, должна ли я отказываться?
Сразу замечу — оплачиваемое участие, возможность не ходить на работу во время судебных заседаний — не преимущества для меня. Наоборот, настолько легче было бы выбросить бумагу и забыть. Месяцами ходить в суд, вникать в страшные подробности уголовного дела — то еще удовольствие.
Хочу не с житейской стороны обсудить, а именно с точки зрения веры — что бы здесь сказал Иисус?»
Ответ одного из участников проекта:
Суд или не суть?
«Участвовать или нет в суде в качестве присяжного? Что бы на это сказал Христос, мы не знаем. И никогда не узнаем, по понятным причинам. Поэтому давайте постараемся ответить на этот вопрос сами, в нашем веке, в наших социальных, политических и культурных реалиях.
Мое мнение может показаться достаточно резким.
Первое. Если вы не разбираетесь в современном уголовном производстве Российской Федерации, то — как с тем неизвестным бродом — лучше не соваться. Ибо когда дело передается из следствия в суд с подписью прокурора, то на бумаге все более-менее красиво. И у виновных, и у невиновных. Без базовых знаний уголовно-процессуального закона и без представления «обычаев делового оборота» современного следствия (это только царский следователь Аркадий Кошко задержанных чаем с котлетами потчевал, да и то в своих мемуарах!) разобраться в лукавых хитросплетениях бумагооборота практически невозможно.
Миф, что присяжным заседателем может быть любой обыватель — не более, чем миф. Любой обыватель может быть тем, кого в профессиональной среде называют «кивалой». Отличить реальные доказательства от натянутых, признание от признания под давлением или страхом, равно как понять, где лежит грань недоказанности вины — задача крайне сложная. Будьте готовы, что решать эту задачу вы будете в лучшем случае в компании еще 11 таких же присяжных.
В современной действительности следствие раскрывает преступление (а не ищет виновного), прокуратура не мешает работе следствия (а не защищает права граждан и так далее), а суд фактически является лишь продолжением правоохранительной системы. Иными словами, система в целом благоприятствует, чтобы потерялась суть, а осталась только форма. Говорить поперек всей этой системе, даже в виде голоса одного присяжного заседателя, уже сродни маленькому исповедничеству.
Второе. Необходимо понимать, что с участием присяжных заседателей рассматривается только определенная категория дел. И это не кража кур или побои жены мужем. А крайне тяжкие человеческие деяния, которые имеют в себе мало чего человеческого. Причем рассматриваются во всех подробностях, с фотографиями, рассказами и повторениями. Не утратить веру в человека как Божье творение, копаясь в этом дне человеческой активности, не так просто.
Резюме: если вы чувствуете готовность тяжелой, в первую очередь, духовной работы разбираться в бумагах, которыми задрапирована действительность, — то с Богом!»
Иллюстрация: картина Михаила Зощенко «Волостной суд»
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)