Упущенные возможности и кризис непрофессионализма в УПЦ МП

16 ноября 2018 Хартофилакс

Автор — священнослужитель УПЦ МП.

***

Наибольшим мучением для человека, адской вечностью страданий будет открывшаяся в посмертном знании Творца, в Его всеведении, ви́дение правильного пути, упущенных возможностей и нереализованных шансов.

13 ноября 2018 года — исторический день для Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Один из многих за последнее время.

Прошел Архиерейский собор, и не встретились с президентом.

Все сильнее нам навязывают статус Московской организации, Московского патриархата. Сейчас это делают не украинские националисты, не администрация украинского президента, а само священноначалие — епископат канонической церкви во главе с предстоятелем.

В начале предстоятель УПЦ отказался принять экзархов Константинопольского патриархата, а позднее руководитель Информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Климент (Вечеря) заявил, что Константинополь не хочет с нами общаться, не реагирует на наши обращения (с точки зрения Вселенской патриархии, УПЦ — не правомочный субъект межправославных отношений, а часть МП). Не повторяем ли ошибку, второй раз наступая на те же грабли? УПЦ отказалась от общения с президентом, а позднее увидит упущенные возможности и нереализованные шансы.

Вопрос 1. Собирались ли встречаться с президентом?

По всей видимости — да, а может быть и нет. Судя по документам, Порошенко приглашал епископат УПЦ 13 ноября в Украинский дом, а митрополит собирал на встречу с президентом в Лавре, причем время мероприятий одинаково — 14.00.

Оба объекта находятся на расстоянии 20 минут пешего хода. В реальности это маршрут знаменитого крестного хода на равноапостольного князя Владимира: от Владимирской горки (она сразу за Украинским домом) до Лавры.

Но ошибка и нестыковка опровергается тем, что УПЦ провела в один день и заседание синода (внеплановую сессию?) и Архиерейский собор (!).

«Ж У Р Н А Л № 38

В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия —

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о созыве Собора епископов Украинской Православной Церкви.

ПОСТАНОВИЛИ:

Провести Собор епископов Украинской Православной Церкви в городе Киеве 13 ноября 2018 года.

Ж У Р Н А Л № 39

СЛУШАЛИ:

Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о представлении на рассмотрение Собора епископов Украинской Православной Церкви, который пройдет 13 ноября 2018 года в городе Киеве, кандидатуры секретаря Собора епископов УПЦ, а также состав Мандатной, Редакционной и Счетной комиссий.

ПОСТАНОВИЛИ:

Предлагать Собору епископов Украинской Православной Церкви кандидатуру секретаря Собора епископов УПЦ, а также состав Мандатной, Редакционной и Счетной комиссий».

Большевистские темпы… В один день приняли решение о проведении, собрали, провели, приняли решение.

Вопрос 2. Каков по качеству продукт «Постановление Архиерейского собора УПЦ»?

«Украинская Православная Церковь, которая является канонической и признанной Поместными Православными Церквами…» — отношение к мнению Константинополя не выражено, как и отношение к высказыванию архиепископа Иова Гечи о том, что УПЦ МП как церковной структуры не существует. Архиепископ Иов — это иерарх, представляющий мнение Константинополя перед Всемирным советом церквей.

«…переживая вместе со своим народом все радости и страдания» — какая-то мрачная аллюзия на это: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи» (Декларация митрополита Сергия 1927 г.).

«Собор епископов выступает против любых попыток изменить название Украинской Православной Церкви, о чем уже декларируется первыми лицами государства…» Тот же архиеп. Иов Геча об этом говорит более продуктивно, снимая вопрос, и богословски верно:

«Би-би-си: Как вы думаете, как должна называться новая церковь?

А.И.: „Православная церковь в Украине“ — она будет объединять всех православных верующих, пребывающих на территории Украины, несмотря на их происхождение, национальность, гражданство. Все православные верующие, которые находятся на территории Украины, будут принадлежать к Православной церкви в Украине.

Би-би-си: То есть не „Украинская православная церковь“?

А.И.: Не „Украинская православная церковь“, потому что церковь едина. Она принадлежит Христу, а не какой-то нации или государству.

На греческом языке названия церквей так и звучат: Православная церковь в Греции, Сербии или Болгарии. Славянские названия — Болгарская, Сербская или Русская православная церковь — употребляются неправильно и указывают на этнофилетизм, то есть религиозный национализм».

Видимо, потеря бренда УПЦ нам не грозит, но богословская мысль, высказанная архиеп. Иовом, обесценивает его.

Пункты 5 и 6 говорят об отношении к действиям Константинополя. Да, мы — УПЦ — не признаем снятие анафем (хотя более правильно было бы сказать — их не признание и принятие в общение Константинополем УПЦ КП и УАПЦ), не признаем прав Константинополя отменять свои решения и решать вопросы православия в Украине, но дайте ссылки на каноны, на исторические случаи. Почему у нас не законы, каноны, правила, прецеденты, а понятия? Как бы мы ни относились к «лукавым эллинам», но они обосновывают свои действия, подводят законную базу под них. Похоже, что они играют с нами в шахматы, а мы в «чапаева».

Я думаю, что историки будущего явно признают влияние мыслей Москвы на это постановление.

«Приняв такие антиканонические решения, признав раскольников в сущем сане, Константинопольский Патриархат, согласно церковным правилам, сам стал на путь раскола» (пункт 5). Явное цитирование московских измышлений.

Дайте ссылку на каноны. Так спешили, что не успели подтянуть базу? Синод и собор за день — это сильно…

«Вступивший в общение» или «принявший в общение» — это существенная разница. Только по мнению Московской патриархии Константинополь вступил в общение с раскольниками и сам стал раскольником (вампирская теория канонического права).

«Евхаристическое общение разрываем, верных к твердости призываем». Вот краткое поэтическое резюме всех остальных пунктов.

Из монашеской кельи, из митрополичьих покоев, из окна мерседеса жизнь видится совершенно по-разному — «сытый голодному не товарищ». У нас не так много шансов в жизни, упущенные, возможно, никогда не повторятся. У епископата УПЦ МП был реальный шанс решить вопрос мирно, хотя бы сделать для этого все, что возможно. Сесть за стол переговоров, но снова не захотели. Верность Москве сделали равной верности Христу.

Лексусы и мерседесы перелетят в Россию, договорятся с новой властью, предадут и перейдут, а пострадает простой прихожанин, борющийся за свой храм, за свободу верить так, как он привык.

Мы упустили шанс, будет ли еще?

Боже, храни Украину.

***

Хроника упущенного

1992 — снятие Филарета Денисенко с поста Предстоятеля УПЦ.

Удаление Филарета позволило ему оседлать мейстримное антимосковское направление в Украине, создать жизнеспособную и динамично развивающуюся структуру — Киевский патриархат. Привело, в конце концов, к нынешней ситуации, в которой Московскому патриархату нужно решать проблему выживания на территории Украины.

Стоило ли оно того?

Митрополит Киевский Филарет был архиереем советской эпохи, типичный продукт своего времени. Не хуже и не лучше Никодима Ротова, Антония Мельникова, Алексия Ридигера, Владимира Сабодана, Кирилла Гундяева.

Возмущение епископата УПЦ против своего предстоятеля следовало использовать для ограничения его полномочий. Требовать от него изменения устава, наделения синода УПЦ большими правами, упрочения его независимого положения.

2008 — приезд Константинопольского патриарха в Киев.

Когда предоставление автокефалии православным в Украине начало осуществляться, и только давление МИД России на Турцию не дало ему свершиться.

Этот колокол никого не разбудил.

2008–2009 — архим. Кирилл Говорун — председатель ОВЦС УПЦ МП. Им была сделана попытка переговоров (создания постоянной комиссии) с представителями украинского неканоничного православия.

Об отказе Московской патриархии от участия в трехсторонней комиссии между УПЦ КП — УАПЦ, Константинополем и Москвой упоминает епископ Макарий (Гриниезакис), викарий Таллинской митрополии. К сожалению, без подробностей об особенностях формата переговоров, времени проведения.

2016 — Всеправославный собор на Крите.

Позиция Москвы, а следовательно и УПЦ, проигнорировавшей собор, сделала невозможным рассмотрение и принятие правила предоставления автокефалии для новых Церквей.

Сейчас в отношении Украины Константинополь действует на основании общеупотребительного свода церковного права. Сформированного в эпоху раннего средневековья, отражающего особенности положения Церкви в Византийской империи.

2017 — Филарет пишет письмо Архиерейскому собору РПЦ с предложением примирения.

Смысл письма был извращен при огласке. После этого последняя возможность перемирия с Филаретом, возможность сесть за стол переговоров была упущена. Мосты сожжены.

Как-никак, а Филарет сделал первый шаг. Это была возможность решить проблему раскола без вмешательства греков и светской власти. Форматировать православие в Украине на базе УПЦ МП. Искать и договариваться о компромиссах.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: